А. Кутепов: Цель перехода на закрытые системы горячего водоснабжения – повысить качество горячей воды и теплоснабжения

Сенатор провел совещание по предстоящему запрету на использование открытых систем теплоснабжения для горячего водоснабжения.

А. Кутепов: Цель перехода на закрытые системы горячего водоснабжения – повысить качество горячей воды и теплоснабжения

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов провел совещание «О реализации требования Федерального закона «О теплоснабжении» в части введения запрета на использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения».

Как отмечается в материалах к совещанию, в открытой системе вода подается постоянно из теплоцентрали, и это компенсирует ее расход даже при условии полного разбора. При этом чистота воды в трубопроводах не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. Закрытая система теплоснабжения – это конструкция, в которой теплоноситель, циркулирующий в трубопроводе, используется только для обогрева, и вода из тепловой сети не отбирается на горячее теплоснабжение.

В системах теплоснабжения закрытого типа, как правило, используются тепловые пункты, в которые горячая вода поступает от поставщика теплоэнергии, например, ТЭЦ. Далее температура теплоносителя доводится до нужных параметров для теплообеспечения и горячего водоснабжения и направляется потребителям.

В заседании приняли участие член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьминпредседатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга Андрей Бондарчук, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства энергетики РФ, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Андрей Кутепов отметил, что Федеральный закон «О теплоснабжении» установил требование, согласно которому с 1 января 2022 года запрещается использовать централизованные открытые системы теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на указанные нужды.

«До указанного срока осталось не так много времени», — отметил сенатор.

По словам Андрея Кутепова, в регионах возникают трудности по реализации вышеуказанной нормы, в том числе в связи с тем, что необходимо проведение большого объема работ и требуются значительные финансовые затраты.

«В Петербурге, например, проблема обсуждалась в Законодательном Собрании в феврале 2019 года. Постоянная комиссия по городскому хозяйству, провела расширенное заседание эту тему. Цифры, приведенные на заседании следующие: общая стоимость мероприятий по переводу на закрытую систему горячего водоснабжения в городе оценивается в размере не менее 100 миллиардов рублей, а по некоторым оценкам – до 200 миллиардов рублей, причем львиная доля этих расходов пойдет на установку индивидуальных тепловых пунктов», — сказал сенатор.

По его словам, в Петербурге проведены два эксперимента по переводу домов на закрытую систему горячего водоснабжения. В одном случае эксперимент удался, а в другом – нет, потому что перевод на закрытую систему требует согласия 2/3 собственников жилья в многоквартирном доме, так как относится к работам по капремонту.

«Известно, что цель перехода на закрытые системы горячего водоснабжения – повысить качество горячей воды, качество теплоснабжения. Но не все регионы одинаковы. В Петербурге, например, качество горячей воды соответствует нормам. Преимущества закрытой системы ГВС не оспариваются – это экономия на теплопотерях при движении горячей воды по тепломагистралям плюс сокращается риск аварий на теплотрассах, что в Петербурге происходит нередко. Однако затраты колоссальны и их целесообразность требует дополнительного обсуждения», — считает парламентарий.

Участники совещания также обсудили разрабатываемый законопроект «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О теплоснабжении». Он направлен на установление возможности дальнейшего применения открытых систем теплоснабжения в городских поселениях, городских округах с численностью населения 500 тысяч человек и более, а также в городах федерального значения. Проект предусматривает, в том числе, что срок прекращения использования этих систем устанавливается в соответствии со схемами теплоснабжения, утвержденными Министерством энергетики РФ.

В обсуждении приняли участие заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Алексей Храпков, директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Светлана Никонова.