И. Ялалов: Необходимы дополнительные ассигнования из федерального бюджета на реконструкцию мостов

Состоялось второе заседания рабочей группы Совета Федерации по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов.

Модератором выступил член Комитета СФ по экономической политике, руководитель рабочей группы по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов Ирек Ялалов.

Сенатор отметил проблему нехватки компетентных кадров для строительных компаний, которые специализируются на возведении и ремонте мостов и путепроводов. «Предыдущие годы без должного финансирования привели к банкротству многих предприятий, а существующие экономические условия - дороговизна кредитных займов, материалов и техники в совокупности с несовершенной методикой определения сметной стоимости работ - делают эту сферу непривлекательной для инвестиций. Нужны государственные программы льготного кредитования, совершенствование методики определения сметной стоимости, увеличение нормы сметной прибыли для государственных и муниципальных контрактов».

По словам Ирека Ялалова, большой урон мостам и путепроводам приносят транспортные средства, которые идут с существенным перевесом. «Весогабаритный контроль ведется недостаточно эффективно. Мы можем сколько угодно вкладывать деньги в строительство, реконструкцию и ремонт, но если не обеспечим сохранность мостов, мы не закроем вопрос с аварийными мостами».

Сенатор напомнил, что накануне на заседании Совета Федерации сенаторы рассмотрели и одобрили Федеральный закон, который передает Ространснадзору всю полноту полномочий по весогабаритному контролю, в том числе по рассмотрению дел о нарушениях, которые зафиксированы специальными техническими средствами, имеющими функции фотосъемки и видеозаписи. «Надеюсь на повышение эффективности контроля на дорогах. Между тем в настоящее время Ространснадзору не хватает сотрудников».

Ирек Ялалов остановился на теме финансирования, отметив, что в настоящее время оно предусмотрено только на ремонт мостов, тогда как многие сложные сооружения требуют реконструкции. Необходимы дополнительные ассигнования из федерального бюджета на реконструкцию мостов и на восстановление путепроводов. «И еще один очень важный вопрос – современные технологии. Мы должны переходить на новейшие технологии в мостостроении», - сказал сенатор.

С основным докладом выступил директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов. В своем докладе он доложил о текущих планах по вопросам строительства, реконструкции, ремонта и содержания мостов и путепроводов на 2022 — 2024 гг., их финансовое обеспечение регионального и федеральных бюджетов. Так же отметил, что с ОАО «РЖД» и Росавтодором проработан вопрос о строительстве транзитных пешеходных переходах в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» через железнодорожные пути.

«Средства в полном объеме не расходуются, поэтому возможно направить средства на строительство и реконструкцию мостов и путепроводов, в том числе внеклассных. Для выполнения этой работы в рамках нацпроекта необходимо внести изменения в Правила предоставления субсидии, сформировать пообъектный перечень планируемых искусственных сооружения, также включить соответствующие показатели в федеральный проект. Данная работа — это работа Министерства транспорта, которую прошу поддержать. Очевидно, что после 2025 года эту работу необходимо продолжать. Если говорить о горизонте планирования до 2030 года, то начиная с 2025 года 100 процентов акцизов на нефтепродукты будут поступать в региональные фонды. Наше предложение  — закрепить в законе о бюджете часть указанных средств на реализацию нацпроекта «БКД». Закрепление целевого направления средств в законе о бюджете позволит продолжить финансирование намеченных задач. Здесь четыре направления: приведение в нормативное состояние дорог, приведение в нормативное состояние мостов, реконструкция мостов и путепроводов (то что мы планируем начать с 2023 года) и капиталоемкие мероприятия на опорной сети. Суммарно это порядка 370 млрд руб», — отметил Андрей Шилов. 

Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель от законодательного органа государственной власти Пензенской области Юлия Лазуткина сообщила, что в регионе за шесть лет реализации проекта удалось привести в нормативное состояние около 71 процента автомобильных дорог, выполнен ремонт 755 км автодорог регионального и местного значения. По ее словам, в регионе есть так называемые «бесхозные мосты», на которые нет документов. «Процедура постановки их на учет занимает некоторое время и не позволяет быстро оценить аварийность и включить в программу реконструкции».

Участники мероприятия обсудили проблемы восстановления и содержания внеклассных мостов в регионах, практику применения типовых проектов в мостостроении, которые позволяют экономить средства и сокращать сроки строительства.

Также с докладами выступили:

- заместитель директора Департамента промышленного и гражданского строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Корж с докладом «Типовые проектные решения в мостостроении»;

- главный инженер ПАЛ «МОСТОТРЕСТ» Сергей Вольнов;

- президент ОАО «Институт Гипростроймост» Андрей Бобриков;

- генеральный директор Ассоциация «АСДОР» Юрий Агафонов с докладом на тему: «Капитальный ремонт мостов – проблемы и пути решения»;

- генеральный директор ООО «Научно- производственное предприятие СК МОСТ» Вильгельм Казарян с докладом на тему «О применении новой технологии реконструкции мостов без демонтажа с их усилением и уширением краткое наименование – «монобрус») на примере уже реализованного объекта».

В совещании приняли участие сенаторы РФ, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов, директор Департамента промышленного и гражданского строительства Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ Сергей Галямин, начальник Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Алексей Сергеев, президент Института Гипростроймост Андрей Бобриков, главный инженер МОСТОТРЕСТ Сергей Вольнов, генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса АСДОР Юрий Агафонов, представители экспертного сообщества.