Ирек Ялалов принял участие и выступил в "круглом столе" Комитета СФ по экономической политике на тему «Актуальные вопросы цифровизации электроэнергетики РФ»

Председатель Комитета СФ по экономической политике провел «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы цифровизации электроэнергетики РФ».

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов провел «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы цифровизации электроэнергетики РФ».

В мероприятии участвовали члены СФ, депутаты государственной Думы, Министерства экономического развития РФ, министерства энергетики РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной антимонопольной службы, региональных органов государственной власти, госучреждений, профессиональных и общественных союзов и объединений, научного сообщества, субъектов электроэнергетики.

В ходе заседания сенаторы заслушали и обсудили реализацию "дорожной карты" "Энерджинет" НТИ, которая направлена на развитие отечественных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики и обеспечение конкурентоспособности российских компаний высокотехнологичных рынков мировой "энергетики будущего" в ближайшие 15-20 лет.

Ирек Ялалов в своем выступлении ознакомил участников «круглого стола» с положительным опытом реализации проекта smart grid в городе Уфе.

«Сегодня в рамках "Энерджинет" реализуются проекты комплексной автоматизации сетей на основе цифровых технологий в целом ряде регионов. Так, ПАО "Россети" реализует около 10 проектов smart grid, которые существенно снизят потери электроэнергии и оптимизируют стоимость ремонтных работ. Одним из первых стал реализующийся с 2013 года совместный проект построения "умных" сетей Башкирской электросетевой компании (АО "БЭСК") и компании "Сименс". В ходе реализации проекта в Уфе было реконструировано порядка 25 % электросетевого оборудования, значительно повысилась надежность и бесперебойность ее энергоснабжения. По оценкам компании АО "БЭСК", экономия времени на переключения составила до 70% и снижение потерь электроэнергии га 96,3% - с 27,3 до 1% (что в стоимостном выражении составляет 0,5 млн рублей за год). Характерно, что для обеспечения качества энергоснабжения и снижения затрат и потерь энергии Siemens использовал в этом проекте не только глобальные решения, разработанные концерном, но и оборудование, сборочное производство которого уже локализовано в регионе», — отметил сенатор.  

Также успешно реализуются проекты smart grid в Санкт-Петербурге, Калининграде, Москве и Иркутске. 

Внедрение цифровых технологий в электроэнергетических компаниях существенно влияет не только на их производственную деятельность, но и ведет к измерению порядка взаимодействия компаний с потребителями. В первую очередь речь идет о развитии цифровых клиентских сервисов.

В рамках «круглого стола» был поднят вопрос и о распределении перекрестного субсидирования. Одной из основных проблем в электороэнергетике и, в частности, в электросетевом комплексе Российской Федерации является перекрестное субсидирование, которое представляет собой перераспределение экономически обоснованной выручки территориальных сетевых организаций между различными категориями потребителей при оплате услуг по передаче электрической энергии. 

Также обсудили вопрос введения долгосрочного тарифного регулирования в электросетевом комплексе. Так, в настоящее время принят Федеральный закон от 02,08.2019 №300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающий с 1.01.2023 года переход к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен (тарифов) на такие услуги со сроком действия не менее 5 лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами Российской Федерации регуляторных соглашений в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. 

Далее сенаторы выслушали и обсудили вопросы готовности отрасли к оптимизации внутренних и внешних технико - экономических процессов управления, повышение конкурентоспособности отрасли, вопросы долгосрочного и сбалансированного тарифного регулирования сетевого комплекса и снижения перекрестного субсидирования.