Ирек Ялалов принял участие в «круглом столе» на тему «О мерах по развитию конкуренции в сфере розничной торговли»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев провел «круглый стол» на тему «О мерах по развитию конкуренции в сфере розничной торговли».

В мероприятии приняли участие член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Савинстатс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, представители Федеральной антимонопольной службы, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, «Опоры России», «Деловой России», ведущих союзов и ассоциаций, представляющих интересы как торговых сетей, так и производителей продукции.

Валерий Васильев отметил, что именно в сфере розничной торговли формируется окончательная цена на товары для потребителей. И наличие конкуренции в этой сфере, а также насыщение рынка товарами – это те рыночные инструменты, которые позволяют сдерживать цены. «Наша задача соблюсти баланс в вопросах ценовой политики и качества продукции, доступности торговых объектов для покупателей и развития предпринимательства в субъектах Федерации, в первую очередь в малом и среднем сегменте — это налоговые поступления в региональные бюджеты».

По словам парламентария, доля крупных, так называемых федеральных торговых сетей с каждым годом увеличивается, концентрация рынка розничной торговли растет, и этот процесс не собирается останавливаться. «Стратегическая цель крупных сетей – занимать лидирующие позиции на рынке. Это естественно для любого крупного бизнеса. Но мы понимаем, что монополизация рынка розничной торговли в конечном итоге ни к чему хорошему не приведет. Будут картельные сговоры, вытеснение несетевой торговли, централизация закупок, схлопывание рынков сбыта для местных представителей малого и среднего бизнеса, так как торговым сетям удобнее и надежнее работать с крупными производителями, в результате — потери бюджетов субъектов Федерации, потери рабочих мест».

Валерий Васильев подчеркнул, что ФАС России «держит руку на пульсе» и прежде чем дать согласие на такие сделки, проверяет доминирующее положение сетей.

По его словам, Председателем Правительства РФ было подписано Распоряжение с рекомендациями органам исполнительной власти регионов и органам местного самоуправления по стимулированию предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширению возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров. Рекомендовано, в том числе оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках. Предложено продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, содействовать открытию новых торговых объектов всех форм торговли, обеспечить фермерским хозяйствам, а также гражданам, которые ведут личное подсобное хозяйство, занимаются садоводством, огородничеством, возможность реализовывать свою продукцию.

По словам сенатора, пандемия новой коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на развитие отрасли торговли в прошлом году. Произошло снижение оборота розничной торговли причем преимущественно за счет малых форматов торговли, так как в регионах были закрыты рынки, нестационарные и мобильные торговые объекты, не проводились ярмарочные мероприятия.

«Но доля розничных рынков в структуре оборота розничной торговли стала неуклонно снижаться задолго по пандемии. По информации Минпромторга России за время действия Федерального закона о розничных рынках с 2007 года количество рынков сократилось в 6,5 раз. Основная причина в том, что к ним предъявляются очень жесткие требования. Считаю целесообразным обсудить возможность устранения избыточных административных барьеров в деятельности розничных рынков», — сказал он.

Участники обсуждения затронули такие темы, как увеличение доли крупных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли с одновременным сокращением числа региональных розничных сетей и несетевых магазинов, проблемы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с федеральными торговыми сетями, в том числе по причине централизации закупок, расширение рынков сбыта продукции субъектов МСП — региональных производителей.