Ирек Ялалов выступил на «круглом столе», посвященном практикам непосредственного участия граждан в решении приоритетных для жителей вопросов

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел «круглый стол» на тему «О перспективах реализации инициативных проектов и иных практик непосредственного участия граждан в решении приоритетных для жителей муниципального образования вопросов».

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, эксперты.

Выступая на заседании «круглого стола», первый заместитель председателя Комитета СФ Андрей Шевченко отметил, что в последние годы в регионах России активно развиваются практики инициативного или «народного» бюджетирования. Они предусматривают распределение части средств местного бюджета на основании инициатив жителей и под их контролем.

Как пояснил сенатор, в июле прошлого года были внесены изменения в законодательство о местном самоуправлении и Бюджетный кодекс. Теперь на федеральном уровне закреплена одна из наиболее распространенных практик «народного» бюджета – инициативные проекты. Одновременно определен правовой режим инициативных платежей, добровольно уплачиваемых на их реализацию.

По словам Андрея Шевченко, особенность существующих практик инициативного бюджетирования в регионах состоит в том, что практически все они предполагают обязательное софинансирование проектов со стороны населения. Доли определены разные, чаще всего от 1 до 5 процентов.

«Однако суть инициативных проектов – участие граждан в принятии бюджетных решений. Поэтому финансовый вклад жителей в реализацию проектов не должен быть обязательным условием их поддержки, главным критерием отбора. Важнее трудовое участие людей, что также предусмотрено законом. Это дисциплинирует участников проектов, побуждает жителей более ответственно отнестись к выбору проектов и их результатам», — подчеркнул сенатор.

В настоящее время формируется правовая основа реализации инициативных проектов на уровне регионов и муниципалитетов. Андрей Шевченко отметил, что местным властям необходимо оказывать методическую поддержку, и предложил органам власти субъектов Федерации рассмотреть возможность создания проектных центров по сопровождению программ поддержки инициативных проектов. Направлениями работы таких центров могут быть методическая работа, подготовка консультантов в сфере «народного» бюджета, повышение квалификации сотрудников органов власти, проведение тренингов для инициативных групп и активистов.

По словам сенатора, одним из нерешенных вопросов является создание доступной и востребованной площадки для получения информации, обмена ею, тиражирования лучшей практики по вопросам реализации инициативных проектов. В связи с этим участники «круглого стола» предлагают Министерству финансов России рассмотреть вопрос о создании единого информационного ресурса, содержащего сведения об инициативных проектах, который позволит определить текущий статус проекта, запланированные и фактические расходы бюджетов различного уровня, привлеченные средства населения. Это повысит прозрачность и доступность практик инициативного бюджетирования.

В заключение Андрей Шевченко отметил, что активное внедрение института инициативных проектов позволит вывести взаимодействие власти и жителей на новый уровень, повысить степень гражданского участия в решении актуальных вопросов.