В мероприятии участвовали первый заместитель председателя Комитета СФ Юрий Федоров, члены СФ Елена Авдеева, Олег Ковалев, Владимир Кравченко, Ирек Ялалов, представители Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства промышленности и торговли, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, региональных органов государственной власти, промышленных, коммерческих организаций.
Андрей Кутепов отметил, что реализация федеральных программ развития метрополитенов и городских перевозок в первую очередь касается городов – миллионников, в которых планировалось строительство метро. Важной задачей является также развитие наземного городского транспорта и в первую очередь – обновление подвижного состава.
Сенатор подчеркнул, что в настоящее время вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в городском, пригородном и межмуниципальном сообщениях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. На основании положений законодательства РФ, органы государственной власти регионов и местного самоуправления с учетом территориальных особенностей, а также возможностей региональных и местных бюджетов, определяют направления развития пассажирского транспорта общего пользования, в том числе метрополитена, в рамках региональных и местных программ.
Ирек Ялалов выступил с тремя предложениями:
1. Разработать федеральную программу развития общественного транспорта и инфраструктуры для городов миллионеров и столиц субьектов РФ.
2. Господдержка закупок транспортных средств для городских пассажирских перевозок.
3. Переход на инновационные виды общественного транспорта по примеру ведущих стран и городов мира.
Андрей Кутепов напомнил, что в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года отмечается, что при переходе к инновационному варианту развития транспортной системы необходимо обеспечить, в том числе, доступность транспортных услуг для населения. При этом, в силу законодательных причин, в Транспортной стратегии мало внимания уделено вопросам развития городского транспорта.
Парламентарий отметил, что наблюдаются тенденции морального и физического старения транспортных средств и их неэффективное использование. Это связано с несвоевременным обновлением транспортного парка и медленного развития транспортной инфраструктуры городов из‑за недостаточного финансирования. Вопросы развития метрополитена в субъектах рассматриваются с учетом расчета и оценки общественных затрат и общих социальных эффектов, связанных с реализацией проектов, а также комплексного развития альтернативных видов городского пассажирского транспорта, исходя из возможностей регионального бюджета и вариантов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Андрей Кутепов указал, что по мере увеличения уровня автомобилизации населения становятся особенно острыми проблемы шума и загрязнения воздуха вредными примесями. Ряд перечисленных проблем решается при реновации подвижного состав городского наземного транспорта с привлечением средств федерального бюджета, отметил он.
«Наша задача состоит в том, чтобы выработать системные подходы для формирования механизмов государственной поддержки строительства и развития метрополитенов, либо альтернативных видов транспорта, а также развития городского наземного транспорта», — сказал сенатор.
В обсуждении приняли участие директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Алексей Бакирей, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Олег Матвеев, исполняющий обязанности заместителя председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Михаил Самборский.
В рекомендациях по итогам совещания Комитету СФ по экономической политике предложено в феврале-марте 2020 года провести «круглый стол» на тему «Об эффективности механизмов обновления автобусного парка на газомоторном топливе и развития сети скоростных трамваев, осуществляемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Правительству РФ рекомендовано рассмотреть возможность формирования федеральной программы развития метрополитенов (внеуличного городского транспорта) в городах-миллионниках и принятия нормативной правовой базы, определяющей перечень государственных функций в сфере метростроения и порядок их осуществления.