Ирек Ялалов выступил на совещании по разработке и реализации федеральных программ развития метрополитенов, городских автобусных перевозок в регионах

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов провел совещание «О необходимости разработки и реализации федеральных программ развития метрополитенов, городских автобусных перевозок, перевозок городским наземным электрическим транспортом в субъектах Российской Федерации».

В мероприятии участвовали первый заместитель председателя Комитета СФ Юрий Федоровчлены СФ Елена АвдееваОлег КовалевВладимир КравченкоИрек Ялаловпредставители Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства промышленности и торговли, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, региональных органов государственной власти, промышленных, коммерческих организаций.

Андрей Кутепов отметил, что реализация федеральных программ развития метрополитенов и городских перевозок в первую очередь касается городов – миллионников, в которых планировалось строительство метро. Важной задачей является также развитие наземного городского транспорта и в первую очередь – обновление подвижного состава.

Сенатор подчеркнул, что в настоящее время вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в городском, пригородном и межмуниципальном сообщениях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. На основании положений законодательства РФ, органы государственной власти регионов и местного самоуправления с учетом территориальных особенностей, а также возможностей региональных и местных бюджетов, определяют направления развития пассажирского транспорта общего пользования, в том числе метрополитена, в рамках региональных и местных программ.

Ирек Ялалов выступил  с тремя предложениями:

1. Разработать федеральную программу развития общественного транспорта и инфраструктуры для городов миллионеров и столиц субьектов РФ. 

2. Господдержка закупок транспортных средств для городских пассажирских перевозок.   

3. Переход на инновационные виды общественного транспорта по примеру ведущих стран и городов мира.

Андрей Кутепов напомнил, что в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года отмечается, что при переходе к инновационному варианту развития транспортной системы необходимо обеспечить, в том числе, доступность транспортных услуг для населения. При этом, в силу законодательных причин, в Транспортной стратегии мало внимания уделено вопросам развития городского транспорта.

Парламентарий отметил, что наблюдаются тенденции морального и физического старения транспортных средств и их неэффективное использование. Это связано с несвоевременным обновлением транспортного парка и медленного развития транспортной инфраструктуры городов из‑за недостаточного финансирования. Вопросы развития метрополитена в субъектах рассматриваются с учетом расчета и оценки общественных затрат и общих социальных эффектов, связанных с реализацией проектов, а также комплексного развития альтернативных видов городского пассажирского транспорта, исходя из возможностей регионального бюджета и вариантов привлечения внебюджетных источников финансирования.

Андрей Кутепов указал, что по мере увеличения уровня автомобилизации населения становятся особенно острыми проблемы шума и загрязнения воздуха вредными примесями. Ряд перечисленных проблем решается при реновации подвижного состав городского наземного транспорта с привлечением средств федерального бюджета, отметил он.

«Наша задача состоит в том, чтобы выработать системные подходы для формирования механизмов государственной поддержки строительства и развития метрополитенов, либо альтернативных видов транспорта, а также развития городского наземного транспорта», — сказал сенатор.

В обсуждении приняли участие директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Алексей Бакирей, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Олег Матвеев, исполняющий обязанности заместителя председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Михаил Самборский.

В рекомендациях по итогам совещания Комитету СФ по экономической политике предложено в феврале-марте 2020 года провести «круглый стол» на тему «Об эффективности механизмов обновления автобусного парка на газомоторном топливе и развития сети скоростных трамваев, осуществляемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Правительству РФ рекомендовано рассмотреть возможность формирования федеральной программы развития метрополитенов (внеуличного городского транспорта) в городах-миллионниках и принятия нормативной правовой базы, определяющей перечень государственных функций в сфере метростроения и порядок их осуществления.