Ирек Ялалов выступил с докладом о совей деятельности в качестве куратора от Совета Федерации программы "Мосты и путепроводы"

Ирек Ялалов выступил с докладом о совей деятельности в качестве куратора от Совета Федерации программы

Как сообщил сенатор: «В соответствии с поручением Валентины Ивановны Матвиенко, которое было дано на 490-ом заседании Совета Федерации 28 октября 2020 года, Комитет СФ по экономической политике занялся вплотную проблемой аварийных мостов и путепроводов. В результате совместной работы с Правительством РФ данный проект включен в национальный проект «Безопасные и качественный автомобильные дороги».

Мосты и путепроводы являются «болевыми точками» региональной дорожной сети, узкими местами, которые необходимо расшивать. Их разрушение или ограничение движения по ним приводят к экономическим потерям, создают неудобства для граждан и, что недопустимо, приводят к потерям человеческих жизней. На сегодняшний день без поддержки из федерального бюджета регионы не имеют возможности решить эту задачу в полном объеме.

Паспортом федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги» (далее – НП БКД) предусмотрена задача по приведению в нормативное состояние и строительству искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения.

Финансовое обеспечение мероприятий по приведению в нормативное состояние мостов и путепроводов планируется осуществлять за счет дополнительных доходов регионов, которые будут поступать в связи с поэтапным повышением норматива зачисления акцизов на нефтепродукты.

В настоящее время Минфином России направлен на согласование в Правительство Российской Федерации подготовленный совместно с Минтрансом России проект федерального закона о внесении изменений в бюджетное законодательство, который предусматривает увеличение ассигнований Федерального дорожного фонда с целью их направления на указанные мероприятия в виде иных межбюджетных трансфертов. В связи с поэтапным ростом указанных доходов новые мероприятия будут начаты с 2022 года, основной объем финансирования придется на 2023-2024 годы. В рамках НП БКД предлагается направить средства на приведение в нормативное состояние мостов и других искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального значения в объеме не менее 205 млрд рублей, в том числе в 2022 году – 25 млрд
рублей, в 2023 году – 67 млрд рублей, в 2024 году – 112 млрд рублей. На строительство и реконструкцию путепроводов – в объеме не менее 89 млрд рублей: в 2023 году – 32 млрд рублей, в 2024 году – 57 млрд рублей.

Отмечу ряд проблем, которые препятствуют выполнению задачи по приведению в нормативное состояние мостов и искусственных сооружений на региональных и муниципальных дорогах. Динамика сектора инфраструктурного строительства, реализуемого в основном за счет средств бюджетной системы, не соответствует задачам, более того, с 2015 года сформировались устойчивые негативные тенденции, приведшие к тому, что уже несколько лет отрасль фиксирует убытки (по данным Госкомстата суммарный убыток строительных компаний за 5 лет составил 137 млрд. рублей). Требуют скорейшего решения следующие ключевые вопросы в строительной сфере: несовершенство системы ценообразования, порядка расчетов с подрядчиками, законодательства о техническом регулировании, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; существенный рост цен на строительные материалы; отсутствие стадийности архитектурно-строительного проектирования; недостаточный уровень научного и кадрового обеспечения отрасли; отсутствие стимулов для применения новых технологий, которые позволили бы ускорить и оптимизировать проектирование, строительство и содержание искусственных сооружений и др.

Так, в сфере ценообразования значительный объем работ, необходимых для реализации контракта на строительство, не оплачивается заказчиком в силу отсутствия федеральных расценок на эти виды работ; ряд государственных расценок на работы и материалы объективно ниже реальных рыночных показателей; действующая система ценообразования не предусматривает понятия «доход собственника». Имеют место проблемы прогрессирующего дисбаланса между фактической инфляцией и индексами-дефляторами Минэкономразвития России, обуславливающие ухудшение финансового состояния компаний, вплоть до возникновения угрозы банкротств и неисполнения обязательств по заключенным государственным контрактам.

Практика казначейского сопровождения бюджетного строительства в сочетании с неурегулированностью порядка расчетов по контрактам ведет к необходимости привлечения кредитного финансирования работ подрядчиком в объеме квартальной выручки что приводит к дополнительным издержкам до 2,5 – 3 % от годовой выручки, несмотря на наличие авансов на казначейских счетах.

Существующее регулирование деятельности государственных заказчиков ведет к несимметричности ответственности по контрактам, по сути, исключая ответственность заказчика в части сроков оплаты, иных обязательств, формируя «презумпцию виновности» подрядчика при любых отклонениях, в том числе, произошедших в результате действий заказчика.

В 2020 году наметилось небольшое послабление в регулировании некоторых строительных процессов, но без более гибких и оперативных изменений в регулировании строительной отрасли, реформы стандартов
строительства и финансирования госзаказа, по оценке профессионального сообщества, кризис на строительном рынке в ближайшие два-три года продолжится.


Транспортные средства, движущиеся по автомобильным дорогам с превышением максимально разрешенной массы или с превышением нагрузки на ось, являются одной из причин разрушения мостов и путепроводов. Больше 30% тяжеловесного транспорта движется с превышением допустимых показателей. Следует принять меры, направленные на усиление контроля в этой сфере. Большинство из существующих мостов и путепроводов на региональных дорогах построены в 60-80-х годах прошлого века и не рассчитаны на современные весогабаритные нагрузки. Срок эксплуатации данных сооружений превысил 40 лет, в связи с чем большая часть требует проведения капитального ремонта и реконструкции. По причине недостаточного финансирования в предыдущие годы межремонтные сроки не соблюдались.

Для реализации работ по капитальному ремонту и реконструкции требуется разработка проектной документации в весьма сжатые сроки. В последние годы в Российской Федерации существует нехватка проектных организаций, а в некоторых из них наблюдается низкий уровень квалификации специалистов, в связи с чем в субъектах Федерации неоднократно срывались сроки разработки проектной документации.

В связи с большим объемом работ по проектированию, сжатыми сроками проектирования и нехваткой квалифицированных специалистов встает вопрос упрощения процесса проектирования и проверки проектной документации с целью минимизации негативного воздействия человеческого фактора. Одним из действенных инструментов решения данной проблемы может стать разработка типовых проектов строительства, капитального ремонта и реконструкции малых и средних мостов длиной до 100 м.

Данная работа будет  продолжена».