Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов провел круглый стол «Транспортный потенциал Северного морского пути».
Выступил о том, что Северный морской путь (СМП) – один из важнейших транспортных коридоров мирового значения. Большой поток грузов сейчас перенаправлен с европейской части в восточную часть нашей страны. В связи с этим значимость Северного морского пути значительно повышается. СМП, по сути, спасение восточного полигона.
Парламентарий напомнил, что Президент Российской Федерации в апреле 2022 г. на совещании о развитии Арктики подчеркнул, что в условиях санкций, введенных недружественными странами, нужно более оперативно решать вопросы развития Северного морского пути, в том числе перехода к круглогодичной навигации в его акватории. «Ведется активная работа, направленная на обеспечение экспорта полезных ископаемых, развитие регулярных контейнерных перевозок между западной и восточной частями страны. Увеличение сроков транзитной навигации – тоже важная задача».
По словам Константина Долгова, развитие СМП в последние годы идет беспрецедентными темпами. Объем перевезенных грузов по итогам 2022 г., в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов, составил 34,1 млн тонн при целевом показателе 32 млн тонн. Отечественные компании нарастили перевозки более чем на 1 млн тонн. Почти в 6 раз превышен максимальный объем перевозок, достигнутый во времена Советского Союза.
«Текущая геополитическая ситуация провоцирует создание трудностей в решении некоторых вопросах, но она не настолько критична для пересмотра планов развития в целом. Грузопоток в 2023 году прогнозируется в объеме 33,12 млн тонн».
Сенатор отметил, что все действующие инвестиционные проекты в акватории СМП обеспечены грузовым и вспомогательным флотом в полном объеме. Важное решение было принято относительно того, что Росатом является основным оператором СМП. Ледокольная группировка в акватории СМП в настоящее время составляет 7 атомных ледоколов, включая 3 универсальных атомных ледокола. В 2022 году спущен на воду 3-й серийный ледокол проекта «Якутия» и введен в эксплуатацию 2-й ледокол проекта «Урал». Парламентарий указал, что существуют определенные риски строительства новых судов для планируемых к запуску проектов в связи с невозможностью закупки ранее учтенных в технических проектах западных комплектующих, сокращения возможностей привлечения «дешевых» валютных займов, а также отказа подрядчиков из недружественных стран выполнить строительные и монтажные работы.
Константин Долгов отметил, что важным вопросом остается обеспечение безопасности судоходства по СМП, в том числе в части мониторинга гидрометеорологической обстановки, строительства судов аварийно-спасательного флота, организации системы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и других экологических угроз. Важно получать точный климатический прогноз, осуществлять мониторинг погоды и состояния ледовой обстановки для обеспечения эффективной работы СМП и предупреждения инцидентов.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Захарий Джиоев проинформировал об экономических преимуществах СМП и климатических особенностях его использования. В акваторию Северного морского пути входит шесть портов, наиболее развитым из них является Сабетта. Глава Росморречфлота рассказал об основных инвестиционных проектах. «Развитие инфраструктуры как непосредственно в акватории СМП, так и в арктическом регионе идет достаточно интенсивно. Несмотря на ограничения, возникшие в связи с санкциями, все инвестпроекты сохранись, были найдены варианты замещения, ни один из инвесторов от своих планах не отказался, что свидетельствует о высокой степени надежности и проработки проектов».
В обсуждении приняли участие аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев, директор Департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Министерства Рф по развитию Дальнего Востока и Арктики Максим Данькин, представители Администрации Северного морского пути, Министерства экономического развития РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, корпорации Росатом, Объединенной судостроительной корпорации, Морской коллегии при Правительстве РФ, Мурманского морского пароходства, Дальневосточного морского пароходства, компаний «Газпром», «Норильский никель», «Роснефть».