Комитет Совета Федерации по экономической политике провел "круглый стол" на тему "Качество выполнения дорожно-строительных работ. Система контроля".

По инициативе сенатора Ирека Ялалова, Комитет Совета Федерации по экономической политике провел "круглый стол" на тему "Качество выполнения дорожно-строительных работ. Система контроля".

Круглый стол состоялся под председательством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко. 

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Иннокентий Алафинов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Асланбек Ахахов, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Алексей Горбачев, первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Альберт Сулейманов, генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители государственных компаний и учреждений, профессиональных союзов и ассоциаций в области проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, производства строительных материалов, представители профильных научно-исследовательских институтов и другие.

Участники "круглого стола", обсудив вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования в области дорожной деятельности, в том числе в области технического регулирования и стандартизации, проведения государственной экспертизы проектной документации, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц; повышения качества строительных материалов и выполнения дорожно-строительных работ, создания стимулов для применения современных технологий, техники и инновационных материалов в этой области; повышения эффективности контрольных мероприятий и ответственности исполнителей и заказчиков работ при приемке автомобильных дорог; совершенствования системы ценообразования в данной области и другие вопросы, отмечают следующее.

Реализация инновационного сценария развития страны требует от транспортной отрасли создания комплекса инфраструктурных условий для устойчивого повышения мобильности населения. Это направление транспортной политики предусматривает создание и развитие систем скоростного и высокоскоростного движения в стране, развитие сети автомобильных дорог.

Качество дорожного строительства является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность развития транспортной инфраструктуры страны.

В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул высокую значимость развития транспортного комплекса страны. В частности, он отметил, что «нужно наращивать качество и объемы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был утвержден национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее — Национальный проект), в который вошли четыре федеральных проекта: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России». Субъекты Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством подготовили программы реализации Национального проекта на местах. В них определены конкретные участки дорог и улиц, которые необходимо привести в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние. Перечень региональных проектов включает свыше 6 тыс. объектов.

Следует отметить, что Национальный проект является развитием приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», стартовавшего в 2016 году. Он охватывал 38 российских городских агломераций. Национальный проект касается 104 городских агломераций.

Реализация мероприятий национального проекта предполагает, что к 2024 году доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, должна увеличиться с 43,1% (по сравнению с 2017 годом) до 50,9%; доля дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, должна возрасти с 42% до 85%; доля автомобильных дорог федерального и регионального значений, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться с 10,2% до 9,1%. Кроме того, предполагается, что 80% контрактов на строительство и содержание дорог должны к 2024 году заключаться с расчетом на использование новых технологий и 70% контрактов — на принципах жизненного цикла.

На проведение дорожных работ в регионах в 2019 году предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов в объеме 106,2 млрд руб. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации на финансирование капиталоемких мероприятий Национального проекта дополнительно выделено 5 млрд руб.

Для достижения целей Национального проекта требуется не только стабильное финансирование региональной составляющей дорожного хозяйства, но и повышение эффективности расходования средств. Этому может способствовать более широкое применение контрактов жизненного цикла, доказавших свою эффективность во многих странах. К 2024 году 70% контрактов на строительство и содержание дорог должны заключаться на принципах жизненного цикла. Кроме этого, будет сформирована общедоступная информационная система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней, включая цифровую модель всей дорожной сети.

В целях совершенствования законодательного обеспечения реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, минимизации рисков, сдерживающих крупные инфраструктурные стройки, целесообразно внести изменения Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающие право застройщика или заказчика утверждать изменения в проектную документацию, не затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности, без повторной государственной экспертизы.

Для обеспечения эффективности государственных закупок и повышения качества выполняемых в дорожном строительстве работ целесообразно рассмотреть возможность внесения поправок в законодательство о контрактной системе в части изменения критериев определения победителей аукционов по показателям опыта и качества выполненных ранее работ, а не по предложенной цене - рейтинговая система оценки поставщиков.

Итоги круглого стола подвел член Комитета СФ по экономической политике Ирек Ялалов и отметил, что учитывая изложенное выше, участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:

Правительству Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о предоставлении Минтрансу России и Росавтодору возможности самостоятельно разрабатывать сметные нормативы в сфере дорожного хозяйства;

- с учетом специфики строительства и реконструкции линейных объектов (автомобильные и железные дороги), рассмотреть возможность передачи полномочий по проведению государственной экспертизы проектов по строительству и реконструкции линейных объектов организации, подведомственной Минтрансу России;

- внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, подготовленную Минтрансом России уточненную редакцию проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;

Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовить изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающие право застройщика или заказчика по согласованию с разработчиком проектной документации утверждать изменения в проектную документацию, не затрагивающие конструктивных характеристик надежности и безопасности, без повторной государственной экспертизы;

Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией продолжить работу по формированию пакетных предложений по лизингу дорожно-строительной техники для подрядных организаций;

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации с целью решения проблем в области ценообразования в строительно-дорожной сфере:

- рассмотреть вопрос о создании региональных центров мониторинга по определению сметной стоимости строительных материалов, эксплуатации машин и механизмов, фонда оплаты труда до введения в действие федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС);

-  рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации возможности утверждать текущие сметные цена на строительные ресурсы до ввода ФГИС ЦС (планируемая дата ввода в эксплуатацию -  2023 год), а также возможности выполнять актуализацию территориальных единичных расценок;

- обеспечить выпуск ежеквартальных индексов пересчета в текущий уровень цен с разделением на поэлементные затраты (оплата труда, эксплуатация машин и механизмов, материалы), предусмотрев добавление индекса по направлению «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения» по видам работ: ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкция, учитывающий фактическую ресурсно-технологическую модель;

- расширить и актуализировать номенклатуру строительных материалов;

Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о компенсации повышения цен на битум при изменении налогообложения нефтепродуктов путем введения обратного акциза;

Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации:

- определить необходимые объемы и источники финансирования мероприятий по восстановлению искусственных мостовых сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, расположенных на сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения;

- рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации о контрактной системе в части изменения критериев определения победителей аукционов по показателям опыта и качества выполненных ранее работ, а не по предложенной цене;

Министерству транспорта Российской Федерации определить критерии включения мостовых сооружений в перечень объектов на восстановление, по которым предусматриваются средства федеральной поддержки;

Уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть необходимость создания региональных битумохранилищ.