Официальный ответ Министерства труда и социальной защиты РФ на актуальные вопросы сенатора Ирека Ялалова, касающиеся Республики Башкортостан

Официальный ответ Министерства труда и социальной защиты РФ на актуальные вопросы сенатора Ирека Ялалова, касающиеся Республики Башкортостан

На одном из пленарных заседаний Совета Федерации в формате «правительственного часа» сенатор Ирек Ялалов задал ряд актуальных вопросов Министру труда и социальной защиты РФ  Антону Котякову, касающиеся  Республики Башкортостан  и требующие урегулирования на федеральном уровне на тему «О реализации мер по социальной защите граждан и обеспечению занятости населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».

От заместителя Министра труда и социальной защиты РФ  Елены Мухтияровой пришел официальный ответ на заданные сенатором Ялаловым вопросы. 

Предложение:
- рассмотреть возможность включения мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства в перечень мероприятий, софинансируемых в рамках оказания государственной адресной социальной помощи на основании социального контракта (далее – АСПК);
- предоставить регионам возможность самостоятельно определять соотношение выделенных средств по мероприятиям использования АСПК и, соответственно, процентное соотношение численности получателей.
Обоснование:
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее – Правила предоставления и распределения субсидий), оказание АСПК производится по следующим мероприятиям:
1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской
деятельности; 4) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление
трудной жизненной ситуации.

Распределение межбюджетных трансферов до субъектов Российской Федерации на предоставление АСПК осуществляется в разрезе каждого мероприятия, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном
бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». При этом использование средств предусматривается на то мероприятие, на которое они распределены, то есть перераспределение средств с одного мероприятия на другое невозможно. Кроме того, процентное соотношение численности  получателей АСПК по мероприятиям утверждено Правилами предоставления и распределения субсидий. Однако в связи с изменением ситуации на рынке труда имеются риски недостижения показателя эффективности оказания АСПК по мероприятиям «поиск работы» и «прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования», а также неосвоения средств, предусмотренных на предоставление АСПК по данным мероприятиям.

При этом практика предоставления АСПК (с 2014 года) в Республике Башкортостан показала, что самым востребованным мероприятием являлось развитие личного подсобного хозяйства. Подавляющее большинство
социальных контрактов (98%) было заключено именно по данному мероприятию.
Вопрос. Прошу высказать позицию министерства по указанному предложению.

Ответ. Программа оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта реализуется с 2013 года. По предварительным данным субъектов Российской Федерации, за 2019 год в
целом по Российской Федерации с гражданами было заключено 89,3 тыс. социальных контрактов или в 2,4 раза больше, чем в 2013 году. С учетом всех членов семей социальным контрактом было охвачено 321,5 тыс. человек или в 3,4 раза больше, чем в 2013 году. Численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей
государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2019 году составила более 96 тыс. человек.

В приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малообеспеченным семьям с детьми. В 2019 году с малообеспеченными семьями, имеющими детей в возрасте до 16 лет, заключено 87,3 тыс. социальных контрактов, что  составило 97% от общего числа социальных контрактов в целом по Российской Федерации.
В 2020 году впервые с начала внедрения государственной социальной помощи на основании социального контракта в рамках реализации пилотного проекта предусмотрены субсидии из федерального бюджета 21 субъекту Российской Федерации в сумме 7 млрд рублей. Запланировано заключить более 68 тыс. социальных контрактов с охватом около 300 тыс. человек.

В рамках социального контракта осуществляется реализация мероприятий по поиску работы и трудоустройству, по прохождению профессионального обучения и получению дополнительного
профессионального образования, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В структуре процентного распределения численность граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта по направлению «поиск работы» составляет не менее 25% от общей численности граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, по направлению «осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» - составляет от 25% до 50% соответственно. Проведенный Минтрудом России анализ показывает, что по направлению «осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» фактическая численность получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта находится на уровне установленной пропорции, а в некоторых субъектах Российской Федерации уже превышает её предельный уровень. Таким образом, в случае увеличения процентного соотношения по данному направлению, доля численности граждан продолжит увеличиваться, так как реализация социального контракта представляется менее трудозатратной. Одновременно сообщаем, что реализация социального контракта по данному направлению предоставляет наименьшую
возможность гражданам преодолеть трудную жизненную ситуацию, так как предполагает удовлетворение текущих потребностей, а не осуществление активных действий, направленных в том числе на повышение своего дохода.
На текущий момент, начиная с 1 января 2020 г., пилотными регионами заключено 22 988 социальных контрактов. Из них 51,9% социальных контрактов направлены на преодоление трудной жизненной ситуации, 36,8% - на поиск работы, 6,6% - на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования и 4,6% социальных контрактов предусматривают осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
С 2021 года всем субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Для этих целей на плановый период 2021-2022 годов федеральным бюджетом предусмотрено 29,2 млрд рублей ежегодно.

В настоящее время проводится совместная работа с регионами- участниками пилотного проекта по оценке эффективности действующей модели оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, по итогам которой планируется доработать нормативную правовую базу и направления социального контракта для его реализации в 2021 году во всех субъектах Российской Федерации.

Предложение: рассмотреть возможность «смягчения» требования по наличию у получателей субсидий (работодателей) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее – неисполненная обязанность по уплате налогов) или установить допустимый порог размера
неисполненной обязанности по уплате налогов, позволяющий работодателю потенциально получить субсидию.

Обоснование:
В рамках реализации мероприятий национальных проектов «Демография» и «Производительность труда и поддержка занятости» (в частности переобучение, повышение квалификации работников предприятий
в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда; переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц
предпенсионного возраста) предусмотрено предоставление из бюджета Республики Башкортостан работодателям субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с организацией обучения.
В республике утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие порядки предоставления соответствующих субсидий. В свою очередь данные порядки разработаны в соответствии с общими
требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года №887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – общие требования).

В соответствии с абзацем вторым подпункта «е» пункта 4 общих требований у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов,
процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На практике у работодателей в период подготовки документов чаще всего имеются эти неисполненные
обязанности (даже в сумме нескольких рублей), что не дает возможности работодателям оперативно предоставлять документы для получения субсидии, либо вообще исключить возможности получения субсидии.

Вопрос. Прошу высказать позицию министерства по указанному предложению.

Ответ. Данный вопрос относится к предмету регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Поэтому ответить на него в
рамках своей компетенции может только Минфин России.

Предложение: в рамках реализации дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда предлагается реализовать следующие мероприятия:
- частичное возмещение работодателям расходов на оплату труда трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- содействие гражданам, открывшим собственное дело при содействии органов службы занятости, в создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- организация общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения и безработных граждан.
Обоснование:
Частичное возмещение работодателям расходов на оплату труда трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
В связи со значительным ростом напряженности на регистрируемом рынке труда (с 0,5 на 1 января 2020 года до 1,8 на 25 мая 2020 года), прогнозируется высокая конкуренция среди безработных. Молодежь республики Башкортостан, составляющая почти пятую часть населения (18,1%), является одной из самых его уязвимых групп населения на рынке труда.

В соответствии с обращением Совета ректоров вузов Республики Башкортостан в 2020 году завершают обучение 21174 студентов ВУЗов, а также 25673 учащихся профессиональных образовательных организаций. В
связи с развитием ситуации с эпидемией коронавируса (COVID-19) и увеличением численности безработных граждан, возникают сложности с трудоустройством выпускников.

В 2019 году в службу занятости обратилось более 2 тысяч выпускников образовательных организаций, из них выпускников ВУЗов – 500, профессиональных образовательных организаций – 1637. Трудоустроено
1385 выпускников или 64%. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке труда республики, а также возросшую конкуренцию, принимая во внимание численность обратившихся в 2019 году выпускников, под риском нетрудоустройства могут оказаться более 3000 молодых специалистов – выпускников.
В связи с изложенным предлагается реализация мероприятия по организации частичного возмещения работодателям расходов на оплату труда трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования, которое повлияет на снятие социальной напряженности среди выпускников, а также минимизирует уровень безработицы данной категории граждан и окажет поддержку работодателям, организующим рабочие места для данной категории граждан.
Предлагаемый период возмещения работодателям расходов – 4 месяца. Размер возмещения затрат работодателю на оплату труда одного выпускника предлагается установить равным минимальному размеру оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент. Содействие гражданам, открывшим собственное дело при содействии
органов службы занятости, в создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В настоящее время, в связи со значительным ростом численности безработных возникает острая необходимость в создании рабочих мест для безработных. В Республике Башкортостан в 2019 году 632 безработным гражданам была предоставлена единовременная финансовая помощь на открытие собственного дела. В целях их поддержки, создания дополнительных рабочих места для трудоустройства безработных граждан, предлагается оказать единовременную финансовую помощь на создание рабочих мест гражданам-предпринимателям, открывшим при поддержке службы занятости в 2019 году собственное дело и продолжающим свою деятельность. Размер помощи – 12-кратная максимальная величина пособия по безработице (145 560 рублей), которая может быть направлена на создание рабочего места для трудоустройства безработного гражданина, по направлению центра занятости, а именно на оборудование рабочего места, а
также на выплату заработной платы принятому работнику в течение года со дня приема).

Условие оказания единовременной финансовой помощи – сохранение рабочего места в течение 12 месяцев со дня создания рабочего места. Планируемая численность участников – 421 человек, что составляет 2/3
от численности безработных граждан, которые получили финансовую поддержку в 2019 году при содействии службы занятости Республики Башкортостан. Организация общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения и безработных граждан. По состоянию на 25 мая 2020 года в республике под риском увольнения находились 48 430 человек.
В целях снижения социальной напряженности среди таких работников, а также стимулирования работодателей для организации общественных работ предлагается частично возмещать затраты работодателей на оплату труда работников в размере минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент с учетом фактически отработанного
времени, при организации общественных работ для граждан, находящихся под риском увольнения и безработных граждан, по направлению центра занятости. Период участия в общественных работах – не более 5 месяцев.

Вопрос. Прошу высказать позицию министерства по указанному предложению.

Ответ. В  целях  стабилизации ситуации на рынке труда и дополнительной поддержке граждан, находящихся под угрозой увольнения, потерявших работу, в том числе ищущих работу, на основе предложений
субъектов Российской Федерации сформирован пакет мероприятий дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, предусматривающий: возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ, а также временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения (введение режима неполного рабочего времени, временная остановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников); профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, находящихся под риском увольнения, принятых на работу из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости.

Вышеуказанные предложения в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № АБ-П36-4921кв направлены в Минэкономразвития России для включения в проект
общенационального плана по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики (письмо Минтруда России от 18 мая 2020 г. № 11-3/10/П-4509).
 

Предложение: рассмотреть вопрос о продлении периода выплаты пособия по безработице. Увеличить размер пособия по безработице для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую
деятельность.

Обоснование:
Предлагаем безработным гражданам, которым выплата пособия по безработице прекращена в связи с истечением срока, в случае отсутствия возможности трудоустройства, автоматически продлить период выплаты
пособия по безработице до 30 июня 2020 года, сохранив при этом его величину в размере, причитающемся гражданину на день окончания срока выплаты пособия. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» существует механизм оказания материальной помощи, указанной категории безработных граждан, но размер указанной материальной помощи равен минимальному размеру пособия по безработице (в Республике Башкортостан – 1725 руб.). Предлагается гражданам, прекратившим по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки и  ограничительными мероприятиями, индивидуальную предпринимательскую деятельность или самозанятым (в рамках упрощенного режима налогообложения на профессиональный доход), в случае их обращения в службу занятости в целях поиска работы и признания в установленном порядке безработными установить пособие по безработице в размере минимального размера оплаты труда (12 130 рублей), в настоящее время, указанной категории граждан пособие по безработице назначается в минимальном размере (в Республике Башкортостан – 1725 руб.).

Вопрос. Прошу высказать позицию министерства по указанному предложению.

Ответ. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, данного 27 мая 2020 года,  Минтрудом России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации 29.05.2020 проект
постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 в части повышения минимальной величины пособия по безработице в мае-июле 2020г.  в 3 раза – до 4500 рублей. Дополнительно, всем гражданам, состоящим на регистрационном учете в органах службы занятости в качестве безработных, имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - августе 2020 г. увеличивается из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну
(попечителю).

Индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке и признанным в установленном порядке безработными с 1 марта 2020 г.,
предлагается установить пособие по безработице в июне- августе 2020 г. в размере 12130 рублей.

Предложение: выплата всем инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
 

Обоснование: Анализ обращений граждан (в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), поступивших в адрес министерства в период угрозы распространения новой короновирусной инфекции, показал, что вопросы, поднимаемые в данных обращениях, чаще всего касаются оплаты жилищно- коммунальных услуг. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов; платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за
коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном
законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Предлагается рассмотреть вопрос предоставления компенсации платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений независимо от вида жилищного фонда.

Вопрос. Прошу высказать позицию министерства по указанному предложению.

Ответ. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, 50% компенсация платы за наем и платы за содержание жилого помещения рассчитывается исходя из занимаемой общей
площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Компенсация платы за наем и платы за содержание жилого помещения, относящегося к частному жилищному фонду, не предусмотрена. Компенсация платы взноса на капитальный ремонт, рассчитывается исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со статьями 14 – 16, 18 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ 50% компенсация платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения рассчитывается исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Компенсация взноса на капитальный ремонт рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I и статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2- ФЗ, 50% компенсация платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и приватизированных жилых помещений соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Компенсация взноса на капитальный ремонт рассчитывается исходя из занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской
Федерации).
В указанных федеральных законах в нормах, устанавливающих указанные меры социальной поддержки ветеранам, инвалидами и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, используются различные подходы при расчёте компенсации за оплату жилых помещений, а также взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в части определения принадлежности жилого помещения к тому или иному виду жилого фонда (государственный, муниципальный, приватизированный, коммунальный).
Соответственно данный вопрос касается не только инвалидов, но и ветеранов и граждан, подвергшихся воздействию радиации. Учитывая изложенное, Минтрудом России планируется внесение изменений, предусматривающего установление единого подхода к расчету компенсации платы за наем и платы за содержание жилого помещения, а также взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений независимо от вида жилищного фонда.