Парламентские слушания "О параметрах проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг". Выступление Антона Силуанова

 

Выступление Первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации Антона Силаунова на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены Совета Федерации!

Сложилась хорошая традиция, когда мы начинаем обсуждение бюджета в Верхней палате парламента –  палате регионов. Это очень важно с точки зрения того, как мы будем двигаться дальше и формирования предложений для их дальнейшего учета при обсуждении бюджета в Государственной Думе во втором чтении.

Действительно, Валентина Ивановна, как вы уже сказали, бюджет – это инструмент реализации основных задач, целей, которые поставлены перед Правительством, перед государством. Такие цели сформулированы в майском Указе Президента 2018 года, это национальные цели развития. И бюджет направлен на достижение целей в области экономики, более высоких темпов роста, более высоких показателей по продолжительности жизни, реальным доходам наших граждан, улучшения качества услуг в ключевых социальных отраслях: в здравоохранении, образовании и так далее. Все эти приоритеты нашли отражение в основном финансовом документе, который мы сегодня рассматриваем. 

 

Бюджет на следующую трехлетку носит стимулирующий характер, потому что мы через бюджет распределяем больше ресурсов, чем это было в последнее время.

Несколько моментов. Структурный дефицит бюджета был увеличен почти на 600 миллиардов рублей ежегодно. За счет чего? За счет того, что мы увеличили возможности по заимствованию, дефицит бюджета и перераспределили эти средства в первую очередь на национальные проекты. Кроме того, мы действительно приняли решения, которые реализуются уже с 2019 года, по изменению налоговой системы и сконцентрировали эти ресурсы на реализации национальных целей, национальных проектов.

Несколько цифр. Хочу сказать, что в 2020 году по бюджетной системе размер бюджетного стимула увеличивается по сравнению с уровнем 2018 года на 2,3 п.п. Общий объем перераспределяемых через бюджетную систему ресурсов составляет 35,1% ВВП. В 2018 году, когда этого стимула еще не было, задействовано – 32,8%. То есть больше ресурсов перераспределяется через государственный бюджет. И все это делается в условиях, когда мы не создаем рисков для государственных финансов. Если раньше действительно мы увеличивали дефицит, увеличивали расходы, и это приводило к возникновению рисков исполнения этих обязательств, то сейчас таких рисков нет, потому что все доходы и источники финансирования расходов устойчивы.

Это также важно в условиях, когда сегодня в мире такая нервозная обстановка в политической и экономической сферах: ограничения, санкции, цены на энергоресурсы. Существуют различные сценарии развития событий. Поэтому нам нужно идти своим путем, исполнять наши задачи и цели независимо от внешних факторов. 

Механизм так называемого «бюджетного правила» предотвращает возникновение рисков, с которыми мы сталкивались, несколько раз наступали на одни и те же грабли и каждый раз получали очевидный результат. Сейчас мы создали такую страховочную систему.

Начиная со следующего года, мы уже имеем возможность не только накапливать резервы, но и осуществлять инвестирование из этого источника. Мы прошли непростые годы. С одной стороны, мы создали условия для того, чтобы спокойно бороться с различными внешними воздействиями. С другой стороны, мы уже имеем возможность инвестировать средства нашего резерва.

Сегодня у нас есть все возможности исполнять бюджет, исполнять наши обязательства при ценах на нефть 30 долларов за баррель и ниже. Нам достаточно резерва для того, чтобы пройти 3-4 года в условиях низких цен и в условиях тех ограничений, которые сегодня есть, да и которые могут еще возникнуть. Поэтому бюджет в этом плане защищен.

Что еще важное я хотел бы отметить? Бюджетные правила. Наши коллеги говорят, давайте мы несколько ослабим «бюджетные правила» и получим дополнительный ресурс. Я хочу сказать, что у нас в 2022 году базовая цена на нефть, которую мы заложили в бюджет, составляет уже не 40 долларов за баррель, а 44,2 доллара за баррель. То есть, по сути, мы каждый год примерно на доллар с небольшим корректируем этот порог и создаем дополнительные возможности для его использования. Но при этом  мы не создаем рисков для исполнения обязательств. Поэтому базовая цена корректируется, и мы постепенно увеличиваем наши финансовые возможности.

Тем не менее, мы видим, что ожидается некоторое снижение доходов федерального бюджета, небольшое снижение в течение трех лет. Связано это, в первую очередь, с тем, что сокращаются нефтегазовые доходы. 

И, действительно, Валентина Ивановна, Вы правильно отметили, что у нас большие льготы нефтянке, потому что нефтянка тоже требует вложений, требует стимулирования, потому что месторождения вырабатываются, требуются дополнительные инвестиционные ресурсы. В текущем году общий объем льгот нефтяным компаниям может достичь 1,6 трлн рублей, а в 2011 году эта цифра составляла 375 млрд рублей. Поэтому, конечно, льготирование растет. Новые налоговые режимы, налог на дополнительный доход тоже дает дополнительные льготы и вычеты. Но все мы это рассчитываем получить в виде дополнительных доходов от новых инвестиций, соответственно, от новых поступлений от добычи, реализации и переработки нефти.

Ненефтегазовые доходы тоже несколько сокращаются. За счет чего? За счет того, что мы передаем субъектам Российской Федерации акцизы на бензин, на нефтепродукты. И, начиная с 2020 года, такая передача уже будет чувствоваться в регионах, а общий объем передаваемых акцизов с 2020 по 2024 год составит триллион рублей. Это тоже большая добавка для регионов.

Расходы каждый год увеличиваются более чем на триллион рублей. Причем, еще раз повторюсь, что это увеличение не связано с какими-то рисками для бюджета. Объем расходов бюджета в 2020 году повысится до 19,5 трлн. рублей, а в 2022 – почти до 22 трлн. рублей. Это увеличение направляется на исполнение обязательств, которые были приняты ранее, и на новые задачи, в первую очередь, на реализацию национальных целей в рамках национальных проектов.

Дефицит, профицит: в 2022 году профицит пока сохраняется, но он уже составляет 0,2% ВВП. То есть это практически сбалансированный бюджет. Мы уходим от высоких профицитов, приходим к балансу бюджета в течение нашей трехлетки. 

Но что важно – что так называемый профицит, который рассчитывается без учета доходов от нефти и газа, так называемый ненефтегазовый дефицит, составляет величину около 6 %. Это уже тот порог, который является безопасным для исполнения наших обязательств. И он не будет дальше сокращаться.

 

Приоритеты бюджета. Конечно, это национальные цели развития – об этом мы говорили. Объем ассигнований на реализацию национальных проектов ежегодно будет увеличиваться примерно на 200 млрд. рублей, и в 2020 году эта цифра составит около 2 трлн рублей.

Приоритеты – это социальная сфера, экономика. В структуре федерального бюджета растет доля социальных расходов, потому что основные задачи, которые мы реализуем в рамках национальных целей, – это социальные задачи.

Несколько цифр. В 2020 году расходы на социальную сферу составят 36,3% всех расходов бюджета и увеличатся на 8,4% по сравнению с текущим годом. Почти на 2% увеличиваются расходы на экономику и составят 16,6%.  

Если посмотреть, какие приоритеты в социальной сфере, конечно, это здравоохранение. Расходы на здравоохранение увеличиваются на 50% или более чем на 30-40 миллиардов рублей. А в целом в бюджетной системе рост расходов на здравоохранение составит 3,6% ВВП, увеличившись на 0,2% п.п. Каких результатов мы ожидаем достичь от увеличения расходов на здравоохранение? Безусловно, основные приоритеты – это снижение смертности от наиболее тяжелых заболеваний, которые уносят большее количество жизней наших граждан. Это заболевания сосудистой системы, кровообращения и онкология. У нас поставлена задача снижения смертности к 2022 году до 383 случаев на 100 тысяч населения. На сегодня 475 случаев на 100 тысяч населения. То есть каждый год целевые показатели по снижению смертности. В первую очередь, конечно, это будет достигнуто за счет увеличения тарифа обязательного медицинского страхования в рамках тех средств, которые направляются на лечение онкологических больных. 

Если раньше тариф не позволял в полном объеме осуществлять лечение больных с такими заболеваниями, то сейчас, после значительной добавки, будет обеспечен полный курс лечения. Кроме того, дополнительно будут выделены средства на строительство и реконструкцию онкологических центров, а также переоснащение сердечно-сосудистых центров и сердечно-сосудистых отделений. В 2020 году на это мероприятие будет направлено почти 60 миллиардов рублей.

Также важно, конечно, своевременное выявление заболеваний. Во многих странах на это справедливо делается упор, чтобы не допустить развития последней стадии заболевания, когда лечение становится сложным и дорогим. Лучше на самых начальных стадиях осуществлять диагностику.

В рамках модернизации первичного звена медицины сейчас в Правительстве прорабатывается поручение президента Российской Федерации, специальная программа. В рамках трехлетнего бюджета предусмотрено по 50 миллиардов рублей ежегодно на реализацию этого поручения. Мы рассчитываем, что в эту программу включатся субъекты Российской Федерации, и уже в следующем году определим ее конкретные параметры. Это позволит модернизировать первичное звено здравоохранения. Мы все знаем, в каком сейчас состоянии в регионах находятся наши поликлиники и оборудование. Поэтому основной упор сейчас будет сделан именно на первичное звено с точки зрения приоритетов отрасли здравоохранения.

Кроме того, большие ресурсы тратятся на решение задач в части лекарственного обеспечения. Несколько цифр: на продолжение лечения граждан, перенесших инсульт и инфаркт, в следующем году будет выделено только на лекарственное обеспечение 14 с лишним миллиардов рублей. То есть после таких сложнейших операций государство будет обеспечивать лекарствами людей, которые перенесли эти заболевания. На закупку лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно важных лекарственных препаратов, будет предусматриваться порядка 5 миллиардов рублей. Будут закупаться дополнительные современные вакцины, в том числе и против гриппа.

Социальная политика, социальные расходы. Рост расходов в следующем году составит более 140 миллиардов рублей по отношению к текущему году. И в целом по бюджетной системе рост составит 0,3% валового внутреннего продукта. Куда будут направляться в первую очередь ресурсы? На стимулирование рождаемости, поддержку семей с детьми и обеспечение устойчивого роста доходов населения. Все задачи определены посланием Президента Российской Федерации. Здесь и расширение охвата семей, имеющих ежемесячные денежные выплаты с рождением первого и второго ребенка, это и увеличение до 10 тысяч ежемесячных выплат неработающим родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, установление пособия для ребенка от полутора до трех лет. Все эти задачи обеспечены ресурсом.

Вторая важная мера – обеспечение и поддержка семей с детьми по субсидированию процентной ставки по ипотеке до 6%, а на Дальнем Востоке до 5%, а также оказание помощи семьям с тремя и более детьми, взявшими ипотечный жилищный кредит, в виде выплаты в размере 450 тыс. рублей в счет его погашения. Эти меры поддержки реализовываются уже с этого года, деньги заложены в бюджете. Это хорошее подспорье для молодых семей.

Образование. По отношению к текущему году расход увеличится более чем на 50 миллиардов рублей, в целом, по бюджетной системе расходы достигнут 3,8% ВВП. Это основной социальный расход по бюджетной системе, в большей части будет реализовываться в субъектах Российской Федерации. Что будем делать? В первую очередь – средства будут направлены на новые школы, реконструкцию старых школ и подключение их к интернету, с тем, чтобы обеспечить современными образовательными программами. К 2021 году будет завершено благоустройство государственных и муниципальных общеобразовательных зданий, обеспечены необходимые условия для обучения детей. 

Дополнительное образование будет развиваться с помощью технопарков и центров выявления талантливых детей – на все это предусмотрены необходимые ресурсы. 

Экономика. В этом году мы ожидаем рост экономики ниже 3%. Наша задача состоит в том, чтобы создать собственные условия для развития, несмотря на замедление темпов мировой экономики. Мы говорим об этом каждый год. Какие меры предусмотрены? В первую очередь, это облегчение условий для бизнеса, так называемая «регуляторная гильотина». Отдельные ее элементы начнут работать уже со следующего года. 

Слышим предложения бизнеса (вчера встречались с РСПП) о том, чтобы создать стабильные условия для новых инвестиций. Есть соответствующий законопроект «О защите и поощрениях капиталовложений», мы планируем, что в осеннюю сессию он будет рассмотрен в парламенте. Правительство, в целом, уже определилось с основными положениями, вносим последние штрихи в этот законопроект. 

Что самое главное? При вложениях от определенного уровня – от 1 млрд. рублей и выше – будет обеспечена гарантия стабильности, неизменности условий как налогообложения, технического регулирования, различных СНИП. Мы уберем все, что мешает бизнесу, что делает ведение бизнеса непредсказуемым. Это важный законопроект, который позволит нам обеспечить такую стабильность. 

Кроме того, мы ведем работу с субъектами Российской Федерации по наращиванию региональных инвестиционных расходов, созданию в регионах привлекательной инвестиционной среды. Мы работаем над тем, чтобы через регионы простимулировать новые инвестиции. За счет чего? Было предложение обеспечить реструктуризацию бюджетных кредитов. В следующем году у нас начинается погашение бюджетных кредитов, регионы должны вернуть порядка 75 миллиардов рублей – это 5% от той суммы, которую мы реструктурируем, а начиная с 2021 года –10%, то есть в два раза больше. 

Давайте подумаем, как сделать так,  чтобы по этим 5% в следующем году мы могли дать субъектам Российской Федерации дополнительные каникулы. Но чтобы эти деньги работали на инвестиции, например, чтобы они могли компенсировать потери от предоставления инвестиционных налоговых льгот. Мы согласны на это. Если субъект задействует свои возможности в части предоставления льгот по новым проектам, по инвестициям, давайте облегчим его долговое бремя перед федеральным бюджетом.

То же самое мы обсуждали в Совете Федерации – чтобы тем субъектам, у которых сегодня некритичное значение долга (ниже 50% собственных доходов), дать некие послабления, с точки зрения возможности увеличения заимствований для направления этих средств на развитие. Но не на текущие расходы, а именно на развитие. Такие предложения мы готовы обсуждать, и считаем, что для субъектов это будет дополнительным инвестиционным ресурсом, который подстегнет развитие экономики. 

Фонд национального благосостояния. В следующем году уже будет возможность инвестировать его в проекты. Мы обсудили внутри ведомств проект порядка его инвестирования. Предполагается, что часть средств из превышения 7%-ного уровня от валового внутреннего продукта мы могли бы направлять на проекты в нашей экономике. Часть средств инвестировать в проекты, которые интересны нашим экспортерам или тем, кто занимается инвестициями за рубежом. Поэтому логика простая – общее превышение над 7% ВВП составит примерно 1,7 триллиона рублей, 15-20% от этого превышения мы можем направлять на инвестиции внутри страны, в том числе и на региональные инвестиции. Но эти инвестиции должны приводить к синергии, то есть каждый рубль должен приводить за собой 3, 4, 5 рублей частных инвестиций – вот такого эффекта мы хотим достичь. Это касается и региональных проектов. Такие предложения будут внесены в правительство, и мы их обсудим вместе с коллегами из парламента. 

Межбюджетные отношения. Общий объем межбюджетных трансфертов у нас продолжает расти, но главное не это. Главное – чтобы регионы знали на трехлетку, а лучше на шестилетку, объемы трансфертов, которые будут предоставлены на протяжении предстоящего бюджетного цикла, и чтобы эти деньги были своевременно доведены до регионов. Мы сейчас в правительстве договорились подготовить соответствующие решения о том, чтобы и заключение соглашений с регионами, которые сегодня заключаются до 15 февраля, должны были заключаться до начала финансового года. Порядок по распределению и использованию этих средств будет приниматься после подписания закона о бюджете. То есть если раньше, и в этом году тоже, все происходило так: начинается финансовый год –  мы вместе с субъектами Российской Федерации начинаем быстро суетиться по поводу заключения соглашений, потом только идут конкурсы. В таких условиях действительно деньги доходят только во втором полугодии, и зачастую эти деньги неэффективно используются. Наша задача – чтобы все соглашения заключались до начала очередного финансового года, и ресурсы могли уже работать, начиная с января финансового года. Это правильное решение.

В выступлении Валентины Ивановны было предложение о компенсации субъектам потерь по отмене налога на движимое имущество. У нас такое законодательство, когда мы облагаем налогами, по сути дела, модернизацию, приобретение имущества – движимое имущество, недвижимое имущество. То есть предприятия за счет своих собственных средств приобретают станки, оборудование, здания, и мы сразу быстро по первоначальной стоимости их вводим и облагаем налогом под 2,2 процента. Это, с одной стороны, обременительный налог, конечно. Но с другой стороны, это хороший, устойчивый налог для субъектов Российской Федерации. Мы тогда услышали бизнес и действительно отменили налог на движимое имущество и приняли целый ряд компенсационных мер. Помимо финансовых, мы взяли на федеральный уровень часть обязательств по лечению орфанных заболеваний, эта цифра порядка 10 млрд рублей. Мы видим, что потребность в финансировании лечения таких заболеваний больше. И в последующие годы мы будем выделять гораздо больше ресурсов, чем изначально планировали. Это первое. 

Второе. Мы передали акцизы на алкоголь субъектам Российской Федерации – 30 процентов. И мы видим, как растут дополнительные поступления у регионов. 

Третье. Мы, как я уже говорил, передали акцизы на нефтепродукты, которые в 2024 году полностью будут зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации. 

И четвертое. Конечно, от отмены налога на движимое имущество растет прибыль. Мы видим, какими темпами увеличивается налог на прибыль у субъектов Российской Федерации. Это один из крупнейших доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации. Мы видим, что эти меры сработали и предусматриваем оказание поддержки регионам через межбюджетные трансферты и в дальнейшем. У нас предусмотрены необходимые ресурсы, мы договорились о том, что будем также оказывать поддержку по заработной плате – 100 млрд. рублей было в текущем году, сохраняем поддержку в следующем год.

Мы также предусмотрели деньги на поощрение регионов, которые добиваются наилучших результатов в исполнении национальных проектов, – 50 млрд. рублей. В первую очередь, они будут распределяться по 15  показателям, по которым субъекты Российской Федерации имеют свои KPI и работают исходя из этих задач и целевых показателей.

Еще был вопрос по модельному бюджету. У нас в следующем году растут дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. На следующий год предусмотрен объем дотаций на выравнивание в размере почти 720 млрд. рублей. В методике распределения средств по выравниванию бюджетной обеспеченности часть определяется исходя из принципов модельного бюджета. Нам нужно просто определиться, как дальше – увеличивать эту долю или оставить такой, какая она есть. Потому что любое увеличение приводит к тому, что мы меняем, серьезно меняем распределение дотаций на выравнивание между регионами: кому-то соответственно добавки, а у кого-то идет сокращение. Поэтому любые такие изменения для кого-то хороши, а для кого-то болезненны. Мы готовы вместе с комитетом Совета Федерации рассмотреть варианты распределения и обсудить дальнейшие действия в этом направлении.

Теперь обсудим, как снижать диспропорции в экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Действительно, у каждого субъекта свой экономический потенциал, он очень разный. И мы договорились о том, чтобы для тех 10 регионов, у которых наиболее сложные позиции с экономическим развитием, принять соответствующие программы. Такие регионы уже определены. Эти регионы закреплены за министрами правительства. 

Мы приняли соответствующее решение: по 10 субъектам разработать программы развития. Такие программы вносятся сейчас в правительство.

По самозанятым был вопрос. Мы действительно рассматривали несколько подходов, как нам распространять этот механизм на субъекты Российской Федерации. Предложение, на мой взгляд, наиболее оптимальное следующее: дать возможность субъектам Российской Федерации использовать этот механизм. Он себя неплохо зарекомендовал, хотя там есть риски, потому что целый ряд предприятий теперь нанимает своих работников уже не как сотрудников предприятий, а как самозанятых. Я сам лично знаю такие случаи. Поэтому нам нужно, наверное, определиться четко с перечнем профессий, где такие системы могут работать: водители, предположим, репетиторы и так далее. Этот перечень профессий должен быть фиксированным, и мы в таком случае готовы будем распространять этот механизм на субъекты Российской Федерации.

Уважаемые члены Совета Федерации, еще раз повторюсь, что бюджет направлен на решение задач, поставленных в послании Президента, – это цели развития. Все мероприятия, которые мы с вами проговаривали, обеспечены финансами. Готовы работать вместе с Советом Федерации по уточнению проекта бюджета ко второму чтению.