«Процесс положительных изменений в сфере образования идет и набирает силу», — заявила глава верхней палаты парламента.
По словам Валентины Матвиенко, в современном мире образование, его качество – один из ключевых факторов конкурентоспособности экономического и социального развития каждого государства, благосостояния граждан. «Россия внимательно изучает практики других государств в сфере образования и делится своим опытом. Нам есть, чем поделиться, и это может быть интересным для других государств».
Председатель СФ отметила, что 10–15 лет назад положение дел в отечественной общеобразовательной школе нельзя было назвать благополучным. Но в 2005 г. стартовал национальный проект «Образование», а в 2011–2013 гг. была проведена модернизация региональных систем общего образования. Это дало позитивные результаты не только в крупных городах, но и в селах.
По мнению Валентины Матвиенко, будущее любой страны закладывается на стадии дошкольного образования и в начальных классах школы. «Россия вправе гордиться здесь своими достижениями», — отметила она. «Мало где в мире этот уровень имеет утверждённые государством стандарты. У нас они есть».
Вместе с тем Председатель СФ обратила внимание на ряд остающихся в сфере образования вопросов, которые касаются материальной базы образования, уровня подготовленности школьников. «Но масштаб и острота этих проблем сегодня значительно меньше. Поворот к лучшему произошел и обрел необратимый характер. И мы не намерены останавливаться на достигнутом».
Глава СФ напомнила, что Президент РФ поставил задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. Это означает, что Россия должна войти в число десяти государств-лидеров в этой сфере.
Соответствующая работа уже ведется, сказала Валентина Матвиенко. В частности, запущен проект по реконструкции действующих и строительству новых современных школ. Первостепенное внимание уделено сельской местности. До 2024 года намечено создание на селе около 25 тысяч новых учебных мест. Со следующего года стартует программа «Земский учитель», в рамках которой педагоги, переехавшие на село, могут получить единовременную выплату в объеме миллиона рублей.
«Человек должен иметь не только право, но и реальные возможности для получения полноценного школьного образования независимо от того, в какой местности он живет, каков достаток его семьи. Мы обязательно этого добьемся», — убеждена спикер СФ.
Валентина Матвиенко отдельно остановилась на пилотном проекте по созданию опорных школ под эгидой РАН. В 32 регионах отобраны 110 таких школ. «Невозможно быть мировым лидером, не будучи лидером в сфере технологий. Россия не такая страна, которая готова согласиться со статусом научной и технологической периферии. Мы твердо намерены добиться настоящего прорыва», — заявила она.
Председатель СФ уверена, что развитие системы образования невозможно без квалифицированных рабочих кадров. «В России около двух миллионов человек работает в сфере образования, и власти прилагают усилия, чтобы нацелить учителей на постоянный профессиональный рост».
В свою очередь Министр просвещения РФ Ольга Васильева отметила, что в 2018 г. в сфере образования произошло много изменений, своего рода качественная перезагрузка. Вопросы образования курируют два министерства, утвержден национальный проект «Образование», включающий 10 крупных федеральных программ. «Необходимо добиться перехода к новому качеству системы общего образования», — заявила Министр, подчеркнув, что Президентом РФ поставлены две цели – вхождение в десятку стран лидеров в сфере образования и воспитание гармонично развитой личности.
Также Ольга Васильева остановилась на необходимости снижения административной нагрузки на педагогов. По ее словам, крупнейшие педагогические институты страны уже подготовили изменения в федеральные государственные образовательные стандарты.
В заседании приняли участие председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Законодательного собрания города Вячеслав Макаров, руководители региональных систем управления образования, знаменитые педагоги и ученые.
Юбилейный Петербургский международный образовательный форум проходит с 25 по 29 марта. В его программе — более 200 мероприятий официальной, деловой и культурной программы. Участие в работе форума принимают представители регионов России и десятков стран мира.