С проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" выступил Ирек Ялалов

Речь идет об изменениях в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны.

С проектом федерального закона

На расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 19 апреля Ирек Ялалов выступил с вопросом "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны". 

В своем выступлении Ирек Ялалов отметил, что данный законопроект направлен на эффективную реализацию положений Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а также на совершенствование системы государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Законопроект призван восполнить правовой пробел в части привлечения к ответственности  за законные действия СРО по размещению средств компенсационного фонда в кредитных организациях, у которых впоследствии была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Закона СРО обязана в срок до 1 сентября 2017 года разместить в полном объеме средства компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации. В результате фактически все деньги компенсационных фондов СРО должны быть размешены на специальных счетах уполномоченных банков.

Однако массовые отзывы лицензий ЦБ РФ у кредитных финансовых организаций поставили под угрозу дееспособность СРО.

В случае отзыва лицензии у банка, в котором размещались средства компенсационного фонда, эти средства не возвращаются саморегулируемой организации, т.к. приравниваются к другим кредиторам банка. СРО не имеет возможности рапоряжаться данными денежными средствами, но и признать их утраченными и начать процедуру восполнения также не имеет права.

Таким образом, главной проблемой стало отсутствие законодательного механизма восполнения компенсационного фонда СРО в случае его полной или частичной утраты в банках, у которых была отозвана лицензия. 

Утрата средств компенсационного фонда может быть призвана только после окончания процедуры банкротства, которая может продолжаться длительное время.

для решения этой проблемы законопроектом устанавливается, что  в случае невозможности размещения на специальном банковском счете в полном объеме средств компенсационного фонда возмещения вреда и (ими) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в связи с отзывом до 1 ноября 2016 года у кредитной организации, в которой были размещены такие средства или их часть, лицензии на осуществление банковских операций СРО обязано уведомить орган надзора за СРО и Национальное объединение саморегулируемых организаций о нахождении средств компенсационного фонда в кредитной организации, у которой была отозвана лицензия, а также принять решение об увеличении размера компенсационного фонда до размера не ниже минимального размера, определяемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Как отметил сенатор, принятие законопроекта позволит восполнить проел в части привлечения к ответственности за законные действия СРО по размещению средств компенсационного фонда в кредитных организациях, у которых впоследствии была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, поэтому предложил проект поддержать.