Сенатор Ирек Ялалов принял участие в заседании Комитета СФ по экономической политике

Мероприятие состоялось в рамках проходящих в палате Дней региона.

Состоялось заседание Комитета СФ по экономической политике. Мероприятие провел Андрей Кутепов.

Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел проект федерального закона № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и , внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 26 января 2021 года Правительством Российской Федерации.

Как отметил сенатор Алексей Синицын:

«Законопроектом предлагается исключить избыточное регулирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем определения оптимальной структуры и последовательности положений, регулирующих процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), унификации требований к таким процедурам, в том числе для обеспечения возможности автоматизации таких процедур с использованием различных информационных систем (единая информационная система в сфере закупок, региональные и муниципальные
информационные системы в сфере закупок, электронные площадки).

Комитет отмечает, что представленный законопроект изобилует отсылочными нормами («…. устанавливает Правительство Российской Федерации»), таким образом, отсутствует прямое регулирование «оптимизационных»; положений законопроекта. Кроме того, к законопроекту приложен Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проектируемых норм на 12 листах. При этом ни одного проекта нормативно правового акта на период рассмотрения законопроекта не разработано. Отсутствие норм прямого регулирования затрудняет анализ перспективы достижения законодательной цели представленной законопроектом.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту содержит сведения, что реализация проектируемых норм не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, что вызывает большое сомнение, поскольку, как минимум потребует переобучения сотрудников контрактной службы и модернизации Единой информационной системы, включая интеграцию с ней региональных и муниципальных информационных систем.

Законопроектом вводится понятие «рейтинг деловой репутации участника закупки»;. По мнению комитета, вызывает сомнение возможность присваивать рейтинг деловой активности и предпринимательской репутации только на основе объемов и количества выполненных государственных контрактов. Например, количественный фактор будет приводить к тому, что компания получит высокий рейтинг за выполнение стандартных услуг (поставка продовольствия, уборка территорий и пр.), однако компания, производящая уникальную продукцию, в виду ограниченного спроса будет отставать. Хотя по факту такая компания будет обладать и более
профессиональными специалистами и уникальными технологиями.

По мнению комитета, всесторонность экономической деятельности требует более дифференцированного подхода к определению деловой репутации и активности предпринимателей. В этом направлении должны использоваться отраслевые рейтинги. Их применение в государственных закупках должно носить факультативный характер и применяться в сферах предоставления размера обеспечительных гарантий, авансовых платежей и прочих преференций контрагентам.

Дискуссионным вопросом является вопрос расширения перечня случаев проведения закупок закрытым способом определения поставщика, подрядчика, исполнителя. Например, закупки для обеспечения нужд войск национальной гвардии Российской Федерации и обеспечения деятельности судей. Полагаем, что не все без исключения закупки указанными организациями необходимо осуществлять «закрытым способом». Здесь также необходим дифференцированный подход. Кроме того, считаем также необходимым установить общий запрет на закупку иностранной продукции. Согласно действующей редакции закона запрет действует только по утвержденным отраслевым ведомством перечням. Фактически сложилась экономическая дискриминация: «поддерживаем только тех, кто в перечне, а других не поддерживаем». Вместе с тем, в адрес комитета из субъектов Российской Федерации поступили замечания и предложения к рассматриваемому законопроекту.

По мнению правоприменителей, положение законопроекта об исключении возможности права разрабатывать высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, устанавливать порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд субъектов
Российской Федерации, а также случаи и условия их применения нецелесообразно (подпункт "а" пункта 45 статьи 4 законопроекта).

Кроме того, необходимо пересмотреть норму, согласно которой члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке.

Очевидно, что новый механизм проведения электронного аукциона без рассмотрения первых частей усложнит работу заказчика с учетом минимальных сроков рассмотрения заявки. Перенос этапа рассмотрения всех документов участника на период после окончания электронного аукциона для аукционов на поставку товара нецелесообразен, так как участники, представившие предложения о поставке товара, заведомо не соответствующего условиям извещения, будут торговаться с участниками, предлагающими надлежащий товар. Закупочная комиссия будет рассматривать полный пакет документов каждого такого участника, включая документы, подтверждающие соответствие всем требованиям, что не имеет смысла, особенно с учетом очень сжатых сроков проведения процедуры.

Определение цены контракта на первой фазе электронного аукциона является недопустимым. В этой связи необходимо предусмотреть механизм определения цены контракта после осуществления отбора заявок на соответствие условиям извещения.

Законопроектом предлагается, что при проведении электронных процедур, в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Федерального закона № 44-ФЗ, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки (пункт 27 статьи 4 законопроекта).

Иммунитет денежных средств, заблокированных на специальном счете участника закупки банком, предусмотренный законопроектом, не будет соблюдаться кредитными организациями при исполнении ими налоговых поручений и иных обязательных предписаний контрольных органов.

Требуется внесение соответствующих изменений в отраслевое законодательство (налоговое, таможенное и иное). Законопроектом предлагается, что при определении поставщика не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы, контрольный орган в сфере закупок направляет участнику закупки, подавшему жалобу, информацию о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения либо об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, предусмотренных частью 5, пунктом 2 части 8 настоящей статьи.

Информация о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения и приложением копии жалобы также направляется в указанный срок субъекту (субъектам) контроля, действия которого (которых) обжалуются (пункт 40 статьи 4 законопроекта).

Комитет, концептульно поддерживая цель законопроекта по оптимизации системы государственных закупок, полагает, что к этапу рассмотрения законопроекта во втором чтении необходимо подготовить проекты нормативно правовых актов, на которые идет ссылка в тексте законопроекта и учесть вышеперечисленные замечания и предложения.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает проект федерального закона».

Комитет Совета Федерации по экономической политике на своем расширенном заседании рассмотрел вопрос о финансовом обеспечении строительства некоторых социально значимых объектов в Республике Дагестан.

Мероприятие состоялось в рамках проходящих в палате Дней региона. В нем приняли участие врио главы Республики Дагестан Сергей Меликовминистр экономики и территориального развития Республики Дагестан Руслан Алиев, врио министра транспорта и дорожного хозяйства РД Ширухан Гаджимурадов.

Руслан Алиев рассказал о серьезных проблемах региона – незавершенном строительстве и большой степени изношенности социальных объектов. «Необходимость строительства социальных объектов имеется практически во всех населенных пунктах Республики». Он отметил отсутствие на федеральном уровне нормативного регулирования вопросов незавершенного строительства, физическое и моральное устаревание объектов, сложности со списанием затрат, в том числе в связи с утратой первичных документов.

Руслан Алиев также проинформировал о возобновлении финансирования строительства ряда первоочередных объектов незавершенного строительства с высокой социальной значимостью в рамках соответствующих государственных программ РФ.

Выступление Ширухана Гаджимурадова было посвящено вопросам обеспечения финансирования строительства автомобильной дороги «Северный обход г. Махачкалы», а также необходимости реализации второго этапа реконструкции и развития аэропорта «Уйташ» г. Махачкалы.

По итогам обсуждения Комитет СФ подготовил предложения для включения в проект постановления палаты «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан». В частности, Правительству РФ рекомендовано рассмотреть возможность при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов выделить бюджетные ассигнования из федерального бюджета в соответствии с заявкой Республики Дагестан. Речь идет об обновлении ряда объектов инфраструктуры, медицинских учреждений.

В рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» Правительству РФ предлагается рассмотреть возможность выделения средств на разработку проектной документации и строительство автомобильной дороги «Северный обход г. Махачкалы».

Сенаторы рекомендовали Правительству РФ проработать вопрос о включении проекта «Реконструкция аэропорта Махачкала (Уйташ)» в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Органам государственной власти Республики Дагестан предложено представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения, заявки и финансово-экономические обоснования, необходимые для реализации этих рекомендаций.

Комитет СФ также рекомендовал палате одобрить изменения в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В обсуждении вопроса участвовал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов.

Как сообщил заместитель председателя Комитета СФ Константин Долговвводится упрощенный порядок рассмотрения обращений иностранных инвесторов в связи с совершением ими ряда сделок по видам деятельности, связанным исключительно с выполнением работ по оказанию услуг по водоснабжению, работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, на хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Упрощенный порядок предусматривается только в случаях, если указанные виды деятельности не являются основными для данных хозяйствующих субъектов.

Принятый Федеральный закон приведет к совершенствованию порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, которые осуществляют ряд видов деятельности, имеющих стратегическое значение, и при этом указанные виды деятельности не являются основными, отметил сенатор.