Состоялось селекторное совещание Постоянной профильной комиссии ВАРМСУ по проектам «Жилье и городская среда», «Малые города и исторические поселения», «БКД»

Сегодня состоялось селекторное совещание Постоянной профильной комиссии Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления по проектам «Жилье и городская среда», «Малые города и исторические поселения», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Провел совещание заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД ФС РФ, руководитель Комиссии Павел Качкаев.

Ирек Ялалов выступил по национальному проекту «Безопасные, качественные  дороги» и федеральной программе «Мосты и путепроводы». Проинформировал об изменениях в финансировании статей расходов нацпроекта в связи с принятием ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановой период 2024 и 2025 годов».

Как отметил сенатор: «5 декабря текущего года был принят Федеральный закон № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

В рамках закона о бюджете, начиная с 2025 года, изменился подход распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках нацпроекта БКД.

В новом подходе распределения учтены поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по опорной сети (от 13.07.2022 № Пр-1231), Совета Федерации (по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений), Председателя Правительства (коэффициент 1,2 для регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО)).

Сделав акцент на опорную сеть и мосты Министерством транспорта России  совместно с Росавтодором, Высшей Школой Экономики  и Департаментом строительства Правительства Российской Федерации был разработан новый единый норматив распределения трансфертов.

Он зависит от протяженности опорной сети и искусственных сооружений регионального и местного значения, а также от ненормативного состояния региональных дорог и агломераций региона, для субъектов Дальневосточного федерального округа предусмотрен повышающий коэффициент 1,2.

Межбюджетные трансферты в рамках нацпроекта БКД в 2025 году в сумме 241,5 млрд. рублей (25,1% акцизов) распределяются исходя из удельного веса коэффициента, входящего в состав единого норматива: 60 % приходится на протяженность региональных дорог Опорной сети субъекта Российской Федерации;  16,5 % - протяженность искусственных сооружений (ИССО) регионального и местного значения в субъекте; 23,5 % - протяженность региональных дорог и агломераций региона, находящихся в ненормативном состоянии. Из общего расчета исключена Москва.

Средства, предусмотренные городу, распределены на все субъекты России.

Новый единый норматив будет подлежать ежегодной актуализации, исходя из статистических данных за истекший год.

Обновленный подход в распределении федеральной поддержки в рамках национального проекта проекту «Безопасные, качественные  дороги»  напрямую связан с решением поставленных задач Президентом Российской Федерации по опорной сети, продолжением реализации программы мостов и позволит достигнуть показателей нацпроекта.

Следует отметить, что при подготовке проекта федерального закона о бюджете подходы к распределению двух лет, которые уже были в законе о бюджете на предыдущий период (2023-2024 годы), не менялись с целью предоставления регионам возможности детально спланировать свою деятельность на будущие 3 года.

На период 2022-2024 годов сохранен норматив зачисления акцизов в бюджеты субъектов на уровне  74,9 % – бюджеты субъектов, 25,1%  – федеральный бюджет. Увеличение Федерального дорожного фонда в 2023 году – 16,7 %, 2024 году – 25,1 % от прогноза поступления акцизов.

Адресная реализация новых мероприятий будет обеспечена за счет предоставления консолидированных субсидий из федерального бюджета, которые будут поступать на финансовое обеспечение нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (входящего в состав нацпроекта БКД федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть»).

Указанный подход поддержан всеми задействованными в реализации национального проекта регионами.

В период с 2022 по 2024 годы на ремонт аварийных мостовых сооружений, приведение региональных дорог в норматив планируется направить порядка 422 млрд рублей (с учетом уточненного прогноза зачисления акцизов).  В том числе по годам: 2022 год – 68 млрд. рублей,  2023 год – 140 млрд. рублей, 2024 год – 214 млрд. рублей. Не менее 50 % будет направлено на приведение в норматив искусственных сооружений, виды работ – реконструкция, капитальный ремонт и ремонт. Распределение между субъектами предусмотрено по действующим нормативам распределения – выпадающие доходы от акцизов относительно действующего закона о бюджете № 385-ФЗ отсутствуют. Это позволит привести к 2024 году в нормативное состояние 100 тыс. пог. м искусственных сооружений на региональной и местной дорожной сети.

Мероприятия по реконструкции и ремонту мостов и путепроводов вошли в федеральный проект "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги".

В данном федеральном проекте появились такие целевые показатели как "Протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений".

К 2024 году мы должны привести в порядок 100 тыс. погонных метров мостов, к 2030 году 290 тыс. погонных метров. Финансирование началось с этого года. Что касается путепроводов, то финансирование предусмотрено со следующего года и ожидается к 2030 году построить порядка 290 путепроводов.

Для информации членам Постоянной профильной комиссии. 22 февраля 2022-го года вышло Распоряжение Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко "О создании рабочей группы по мониторингу реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов".

Руководителем рабочей группы был назначен я, сенатор Российской Федерации, ныне заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике.  В состав рабочей группы вошли сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представителей Минтранса России, Минстроя России, Минфина России, Минэкономразвития России, Росавтодора, Росжелдора, ОАО "Российские Железные Дороги", руководителей компаний, профессиональных объединений, научных организаций.

Основными задачами рабочей группы являются: взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; сбор, анализ и обобщение информации о мостах и путепроводах, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, о реализации мероприятий по их восстановлению; подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования правоотношений в области проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации мостов и путепроводов. За этот период проведено три заседания  рабочей группы.

Уважаемые, члены Постоянной профильной комиссии, должен отметить, что по итогам открытого диалога с участием Министра транспорта Российской Федерации САВЕЛЬЕВА Виталия Геннадьевича, который состоялся 31 октября под председательством Валентины Ивановны Матвиенко и "правительственного часа" с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным 2 ноября, достигнута договоренность о продлении программы "Мосты и путепроводы" до 2030 года. Соответствующее предложение отражено в постановлении Совета Федерации по итогам "правительственного часа".