В Совете Федерации обсудили параметры проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

С основным докладом на парламентских слушаниях выступил Министр финансов РФ Антон Силуанов.

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя СФ Николай Журавлевпредседатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамоновсенаторы РФ, Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин, главы регионов, руководители региональных органов законодательной власти.

«По сути, это первое публичное обсуждение бюджета с участием руководителей субъектов Федерации, что придаёт ему особое значение», -отметила Валентина Матвиенко.

Она напомнила, что на первом заседании осенней сессии перед сенаторами выступили Председатель Банка России Эльвира Набиуллина по единой денежно-кредитной политике и Министр экономического развития Максим Решетников, который представил прогноз социально-экономического развития страны на следующие три года, на базе которого сформирован бюджет. «Главный вывод, который мы сделали: принятые в самый непростой период пандемии решения позволили нашей стране сохранить финансовую и макроэкономическую стабильность и в то же время импульс для дальнейшего движения вперёд».

Сегодня экономика вернулась на докризисный уровень, и по итогам года ожидается рост ВВП порядка четырех процентов, сказала Валентина Матвиенко. «О существенном улучшении делового климата свидетельствует восстановленный рост инвестиций. Выполнена задача по возвращению уровня занятости к допандемийным показателям. Это значит, что у нас есть все возможности для выполнения социальных обязательств перед гражданами, снижения уровня бедности и повышения качества жизни людей». Это основная задача не только бюджета, но и всей государственной политики России, подчеркнула спикер СФ.

«Как отметил Президент России, нужно в полной мере реализовать потенциал федерального бюджета как бюджета развития. Именно так мы должны рассматривать главный финансовый документ страны», — сказала Валентина Матвиенко.

Среди проблем, волнующих граждан, глава верхней палаты выделила инфляцию, к которой наиболее чувствительны люди с невысокими доходами. «Правительством РФ и Центробанком принимаются меры для её снижения. Есть все основания рассчитывать, что в следующем году она вернётся на целевой уровень в четыре процента».

Ещё в весеннюю сессию Советом Федерации были подготовлены и направлены в Правительство предложения по концепции бюджета, сказала Валентина Матвиенко. «Большая часть наших инициатив, предложений Совета Федерации учтена в ходе работы над проектом бюджета ещё до внесения его в Государственную Думу. Это касается, прежде всего, финансирования объектов культуры и образования, программ развития Дальнего Востока, Северного Кавказа, Арктики, сферы детского здравоохранения».

Многое, отметила спикер СФ, сделано в части корректировки государственных программ, выполнен переход на новую систему управления программами. «Рассчитываем, что всё это позволит повысить их эффективность, обеспечит взаимосвязь между целями, показателями и объемами финансирования».

В настоящее время, рассказала Валентина Матвиенко, парламентарии продолжают работу с Правительством по доработке проекта бюджета. «Сенаторы уже готовят поправки ко второму чтению, среди которых финансирование мероприятий по повышению доступности воздушных перевозок для граждан, развитию автодорог в регионах, обеспечению жильем инвалидов, детей-сирот. Мы предложим также увеличить ассигнования на устранение цифрового неравенства в субъектах Федерации, обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне, поддержку коренных малочисленных народов, строительство объектов здравоохранения, образования, культуры в тех регионах, где в этом есть острая необходимость».

Крайне важно, что бюджетом предусмотрено выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами, подчеркнула Председатель СФ. «Это задача, которую глава государства обозначил в Послании Федеральному Собранию. В частности, дополнительные средства выделяются на государственную поддержку семей с детьми. Это ежемесячные пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, пособие по временной нетрудоспособности при необходимости ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет. И многое другое. Также в бюджете заложено необходимое финансирование национальных проектов, наших национальных целей развития. И это финансирование из года в год увеличивается».

Очень важно, считает глава верхней палаты, что в следующем бюджетном цикле Правительство России готово продолжать активную политику, направленную на стимулирование экономического роста. «Так, на реализацию стратегических инициатив предусмотрено порядка пятисот миллиардов рублей до 2024 года. Во исполнение поручений главы государства разработаны и уже активно используются инструменты так называемого «инфраструктурного меню». Это инфраструктурные бюджетные кредиты, реструктуризация бюджетных кредитов, механизм комплексного развития территорий и соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Рассчитываем, что будет завершена программа замещения регионам коммерческих кредитов на бюджетные, что высвободит существенные ресурсы на развитие».

Совет Федерации самым активным образом участвовал в работе по внедрению этих мер, отметила спикер СФ. «При участии сенаторов были разработаны поправки в Градостроительный кодекс, которые ввели механизм «комплексного развития территорий». Были внесены изменения в базовый закон о защите и поощрении капиталовложений, что существенно увеличило доступность этого инструмента для наших предпринимателей. И эту работу мы, безусловно, будем продолжать».

Глава СФ остановилась на ситуации с заключением соглашений о предоставлении регионам инфраструктурных кредитов. Она поддержала решение о направлении дополнительных доходов Фонда национального благосостояния на развитие инфраструктуры. «Использование части средств ФНБ может дать дополнительный импульс экономическому развитию. Мы знаем, что активно ведётся работа по отбору проектов, считаем, что они должны пройти обязательное обсуждение и в парламенте».

Важно продолжить совершенствовать отношения федерального центра и субъектов Федерации, считает глава палаты регионов. «Прежде всего, важно обеспечить финансирование в полном объёме всех переданных регионам полномочий, а также решений, которые принимаются на федеральном уровне. Например, считаем, что в бюджете заложен недостаточный объём ассигнований, выделяемых бюджетам субъектов Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Также мы уже предлагали рассмотреть вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

Валентина Матвиенко отметила готовность Правительства к индексации дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. «Мы всегда последовательно выступали за увеличение их объема. Также мы поддерживаем новые подходы к распределению этих средств». В 2022 году будет предусмотрена компенсация дотаций на выравнивание для тех регионов, которые станут «донорами», и при этом не снизятся дотации для остальных субъектов, пояснила глава СФ.

Мы считаем, что межбюджетные отношения должны работать на увеличение финансовой самодостаточности российских регионов, создавать стимулы для их самостоятельного развития, сказала глава СФ. По ее мнению, в этом отношении проект бюджета достаточно инерционен. «Предлагается в целом разумная, но, по сути, косметическая мера по обмену половины доходов от дистиллятов на четыре процента доходов от акцизов на крепкий алкоголь. Цена вопроса – не более десяти миллиардов рублей».

В связи с этим Валентина Матвиенко предложила в течение следующего года организовать мониторинг, чтобы не допустить выпадения налоговых доходов отдельных регионов. «Мы собираемся продолжать диалог с Правительством по реализации инициатив Совета Федерации в сфере межбюджетных отношений, в том числе передачи регионам части доходов от акцизов на табачную продукцию. Нужно выработать новые механизмы стимулирования регионов для увеличения их доходной базы», — подчеркнула глава СФ.

Антон Силуанов проинформировал об основных целях и задачах бюджетной и налоговой политики, структурных приоритетах бюджета.

Министр отметил, что традиционно первое публичное обсуждение проекта бюджета происходит на площадке Совета Федерации. «Это позволяет обсудить бюджетную политику на предстоящий год не только с позиций отраслей, секторов экономики, но и, что очень важно, с позиций регионов, с позиций влияния федерального бюджета на субъекты РФ, на всю бюджетную систему страны в целом».

По словам Министра, в целом экономические условия, в которых формировался проект бюджета, достаточно благоприятны. «Экономика восстановилась, ее устойчивость усилилась. Уровень деловой активности за вычетом нефтяного сектора достиг допандемийных значений еще в конце прошлого года. По сравнению с другими странами восстановление российской экономики происходит более динамично», — сказал он.

«В течение трехлетки ожидается превышение прогнозных цен на нефть над базовыми, что подразумевает пополнение Фонда национального благосостояния. Мы планируем, что в 2022 году сможем пополнить его на 3,4 триллиона рублей, в 2023 году – на 2,7 триллиона, в 2024 году – чуть более, чем на 2 триллиона рублей. Это дает возможность говорить о создании дополнительных ресурсов в ФНБ на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов». На это предусмотрен лимит на предстоящую трехлетку в размере 2,5 триллионов рублей, сказал он.

Антон Силуанов подчеркнул, что предусмотрено финансирование в полном объеме нацпроектов и задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию.

Министр затронул тему межбюджетных отношений. «В ближайшую трехлетку мы не планируем принципиально менять разграничение полномочий. Это сбалансированная система». Он отметил, что целевые межбюджетные трансферты дают хороший эффект.

Вместе с тем, отметил Антон Силуанов, необходимо настраивать межбюджетные отношения. «Мы предусмотрели соответствующие решения. Они были обсуждены и согласованы с субъектами РФ. Речь идет о финансовом обеспечении полномочий регионов. Мы предложили ряд решений для настройки системы выравнивания, в частности Фонд финансовой поддержки. Каждый год этот фонд должен индексироваться на уровень не ниже темпов инфляции, заложен такой принцип».

 Министр напомнил о реструктуризации бюджетных кредитов и рефинансировании дорогих коммерческих кредитов, а также о таком новом инструменте, как предоставление инфраструктурных кредитов регионам.

Начиная с 2022 года, перед регионами стоят новые задачи в области образования, спорта, развития сети региональных дорог, сказал Министр.

Алексей Кудрин охарактеризовал обсуждаемый документ как бюджет перехода к стабильному обычному постпандемийному развитию. «Хотя пандемия не завершилась, мы сейчас переживаем очередную волну, но он уже переходит к своим базовым механизмам исполнения. В том числе бюджетное правило больше не будет меняться и не будут применяться исключительные механизмы для наращивания расходов».

Алексей Заботкин рассказал о политике Банка России в текущей экономической ситуации. Он также остановился на основных прогнозных и альтернативных сценариях денежно-кредитной политики. По словам замглавы Центрального банка, более существенный устойчивый экономический рост и улучшение финансовых показателей экономики могут быть достигнуты лишь при более стремительном росте производительности труда, что становится возможным в постпандемийный период.

В ходе обсуждения выступили главы субъектов РФ, которые остановились на актуальных вопросах сбалансированности региональных бюджетов.

По итогам заседания принят за основу проект рекомендаций, который будет доработан с учетом высказанных предложений.