Закон, совершенствующий антимонопольное регулирование «цифровых» рынков поддержал профильный Комитет СФ

Состоялось заседание Комитета СФ по экономической политике.

Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов провел заседание, в ходе которого рассмотрен ряд федеральных законов и законопроектов.

Ирек Ялалов выступил с 4 вопросами:

- по Федеральному закону "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

- по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания программы формирования долгосрочных сбережений граждан);

- по Федеральному закону "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях";

- О Федеральном конституционном законе "О внесении изменений в статью 12.2 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (о продлении срока осуществления медицинской деятельности без лицензии).

Комитет рекомендовал Совету Федерации одобрить данные изменения в законодательство.

Первый заместитель председателя Комитета Алексей Синицын представил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов, на повышение их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов.

Вводится перечень требований, которым должен соответствовать концессионер. Вносятся нормы, направленные на совершенствование конкурсных процедур. Закрепляется возможность проведения открытого конкурса в электронной форме на электронной площадке — в связи с этим вводятся новые главы, предусматривающие особенности проведения конкурса в электронной форме.

Документ предусматривает включение в качестве четвертой стороны по соглашению между концессионером, концедентом и кредиторами – субъекта Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое по концессионному соглашению. В таком случае права и обязанности субъекта РФ должны быть определены в соглашении.

Закон закрепляет нормы о финансовом участии концедента в исполнении концессионного соглашения. Предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание и (или) реконструкцию, эксплуатацию объекта концессионного соглашения.

Участники заседания отметили, что ограничение размера финансового участия концедента может исключить возможность использования концессионных соглашений в социальной сфере — здесь некоторые объекты не могут быть созданы на основе, предполагающей взимание концессионером экономически обоснованной платы за их использование. В связи с чем члены Комитета считают необходимым проведение мониторинга реализации Федерального закона в части его влияния на запуск новых проектов инфраструктурного строительства на основе концессионных соглашений — в том числе, в отношении транспортной и социальной инфраструктуры.

Комитет рекомендовал Совету Федерации одобрить изменения в законодательство о концессионных соглашениях и государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

Член Комитета СФ Александр Брыксин рассказал о предлагаемых изменениях в Федеральный закон «О защите конкуренции». Документ направлен на совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики. Вводится запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами, владеющими цифровой платформой и обеспечивающими совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров.

Так, доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, не должна превышать в стоимостном выражении 35 процентов общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке, а выручка – превышать 2 миллиарда рублей за последний календарный год.

Корректируется подход к государственному контролю за экономической концентрацией — в частности, вводится условие согласования сделки с антимонопольным органом, если ее цена превышает 7 миллиардов рублей.

Комитет СФ по экономической политике рекомендовал Совету Федерации одобрить изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции».

Кроме того, на заседании был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» — о переносе срока вступления в силу запрета на осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Документ внесен в Государственную Думу в мае 2023 года Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и председателем Комитета СФ по экономической политике Андреем Кутеповым .

Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на товарных рынках, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 года. Законопроектом предлагается продлить срок до 1 января 2030 года, поскольку возможны негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. Положительный отзыв на законопроект направлен Председателю Комитета Государственной Думы по защите конкуренции.