"Грамотно возведем спортсооружения"

Глава администрации Уфы Ирек Ялалов возвратился из южнокорейского города Дэгу, где принял флаг Международных детских игр, которые пройдут в столице Башкирии будущей зимой. Он рассказал корреспонденту "РГ", как город готовится к проведению масштабных спортивных соревнований.

Ирек Ишмухаметович, в городе Дэгу по завершении летних соревнований состоялась передача Уфе флага Международных детских игр как столице зимних стартов. Насколько город готов к встрече юных спортсменов со всего мира?

Ирек Ялалов: Если говорить о спортивной стороне вопроса, то во время Зимних игр будут задействованы четыре спортивных комплекса, на которых сейчас ведутся плановые подготовительные работы. Это ледовые дворцы на улице Зорге и "Уфа-арена", "Олимпик-парк" и спорткомплекс "Биатлон".

Самый сложный из них - это, пожалуй, "Олимпик-парк". Во-первых, мы строим здесь первую в городе муниципальную парковку для автотранспорта, вместимостью примерно 120 машин. Второе - возводится современная детская спортивная школа по горнолыжному спорту, в ней давно уже была острая необходимость. Частные инвесторы ведут строительство еще одного сооружения, которое в дальнейшем будет использоваться как крупный пункт проката горнолыжного оборудования. Планируется купить специальные машины для оснежения трассы, отрегулировать подъемники, облагородить прилегающую территорию. В итоге горожане получат по сути уникальный объект - горнолыжную трассу внутри миллионного города.

Кстати, учитывая, что соревнования будут транслироваться на многие страны мира, кстати, как и с молодежного чемпионата мира, мы пошли на то, чтобы реконструировать все прилегающие фасады вокруг "Уфа-арены" и дворца спорта. Нам небезразлично, как Уфа будет выглядеть на телевизионной картинке.

Сколько участников и гостей Игр приедет в Уфу зимой этого года?

Ирек Ялалов: Побывав на летних играх в Южной Корее и пообщавшись с организаторами детских соревнований, я был удивлен, насколько строго оргкомитет подходит к подбору участников. Учитывается очень много нюансов: например, веротерпимость и толерантность жителей, социальная ситуация в городе. Мы-то не против пригласить хоть полмира. Но определяем число участников не мы, а международная детская спортивная организация. Процесс находится под очень строгим их контролем. Ожидаем примерно 900 спортсменов, вместе с тренерами и официально приглашенными лицами будет примерно полторы-две тысячи человек из 25 стран.

Единственное, на что нам дали карт-бланш, да и то по согласованию с комитетом - приглашать делегации из российских городов.

Как правило, подобные крупные международные соревнования дают толчок для строительства в городах спортивных сооружений. Уфа не станет исключением?

Ирек Ялалов: Побывав в Южной Корее, я лишний раз убедился: спортсооружения, возводимые к крупным соревнованиям, в дальнейшем должны использоваться постоянно, а не два-три раза в год. То есть их надо строить очень грамотно, чтобы стали и эффектными и функциональными.

Наша первая задача на ближайшие пять лет - наладить ситуацию с бассейнами, ведь их катастрофически не хватает. Я уже поручил начать проектирование комплекса водных видов спорта. Скорее всего, это будет муниципальное сооружение, состоящее как минимум из трех больших ванн. Одна из них должна быть спортивной, а две других предназначены для отдыха, плавания горожан, не говоря уже о нескольких "лягушатниках".

В планах - полная реконструкция стадиона "Нефтяник" для занятий футбольного клуба "Уфа" согласно требованиям, предъявляемым к командам такого уровня. Там будет порядка 16-17 тысяч посадочных мест, Реконструкция пройдет в несколько очередей: сам стадион, поле, инфраструктура, гостиница, парковки.

Еще один объект, который хотим реанимировать, находится в северной части города. На базе стадиона "Строитель" хотим создать стадион для технических видов спорта - спидвея и гонок на льду, а также построить рядом с ним ледовую арену. А, реконструировав парк "Нефтехимик", получим в итоге законченный многофункциональный центр отдыха горожан.

Частным структурам, которые захотят создать в Уфе фитнесс-центры с бассейнами, будет обеспечена "зеленая улица" и при выделении участков, и при подключении к инфраструктуре. Один из таких бассейнов уже появится скоро в Сипайлово рядом с ФОК "Приозерный", также интенсивно возводится аквапарк в микрорайоне "Глумилино".

Начали пересматривать концепцию строительства средних школ. Во всем мире спортивные залы в них используются для тренировой жителями ближайших микрорайонов. Надо и нам освоить такую схему.

Хотим в течение пяти лет покрыть Уфу плотной сетью велодорожек. В этом году работу только начали, в следующем - будем набирать обороты, сделаем полноценные сертифицированные велодорожки, соединим, в частности, северную и южную части города.

Принята программа оборудования каждого крупного микрорайона скейт-парками. И, конечно, нужно наконец-то разобраться с хоккейными коробками: вместо деревянных грубо сколоченных ограждений перейдем на сертифицированные пластиковые коробки, которые пусть и дороже, но зато современного уровня, с безопасными бортами и раздевалками.

По большому счету, мы ничего нового придумывать не будем, все в мире уже сделано, надо просто брать лучшее и внедрять у себя.

Какую культурную программу город планирует предложить гостям ближайших спортивных соревнований?

Ирек Ялалов: Она будет "заточена" под возраст участников, которым всего по 12-15 лет. Им не интересны хор и большие театрализованные праздники. Ребятам нужны колоритные, ударные вещи. Задумок много, в основном они связаны с русской зимой, катанием на санях и тому подобных колоритных народных развлечениях. Много будет и сюрпризов. Главное - чтобы у детей со всего мира, когда они вырастут, остались об Уфе самые теплые воспоминания.

Если говорить подробнее о поездке в Южную Корею, то какой положительный опыт, кроме проведения крупных спортивных мероприятий, вы там получили?

Ирек Ялалов: В Корее я уяснил для себя несколько важных моментов. Во-первых, нам надо кардинально поменять строительные нормы и правила, которые давно отстали от реалий. Видимо, это придется делать через представителей Башкортостана в Государственной Думе. Особенно это касается строительства дорог, различных зданий и сооружений. Горожане, например, критикуют нас за тротуары, но мы вынуждены строить их по тем нормативам, которые есть, ведь за их соблюдением установлен жесткий контроль.

В Корее, например, не используется во входных группах и окнах пластик, а применяются исключительно алюминий и нержавеющая сталь. Металл служит, по их расчетам, 40-50 лет, а пластик - лишь 10. То же самое - со столбами и опорами освещения. И мы в Уфе сегодня стали постепенно переходить на оцинкованные конструкции, которые не надо красить два раза в год. Вообще Южная Корея в основном применяет полированную нержавеющую сталь, из нее делаются ограждения, а вот бордюры даже во дворах - из гранита. Никакого железобетона, который служит всего пять-шесть лет. Это опять же к вопросу о строительных нормах.

При строительстве мостов и путепроводов у корейцев в основном используются металл и монолитный железобетон, нет балочных конструкций. Меньше себестоимость, выше скорость возведения. То есть Ее величество технология играет главную роль при принятии управленческих решений на эту тему. Я уже провел переговоры с некоторыми корейскими строительными компаниями, и они выразили готовность приехать к нам и провести необходимые консультации.

По пути в Южную Корею вы еще посетили и Стамбул?

Ирек Ялалов: У некоторых, я знаю, эта поездка вызвала удивление: чему можно научиться в Турции? Но в вопросах дорожной инфраструктуры Турция лет на 10 сейчас всех опережает! За последние три года город получил три престижных международных премии в области развития общественного транспорта - за организацию работы метробусов, скоростного легкого метро и собственно самого метро. У них с использованием одной карточки можно проехать по всем видам транспорта. При этом и в Корее, и в Стамбуле общественный транспорт принадлежат муниципалитету. Как видите, и здесь есть, над чем подумать. Мы говорим о капитализации, о бизнесе, но инфраструктурные вопросы государство во всем мире не упускает из своих рук. А иначе как можно навести порядок в отношениях с теми же частными перевозчиками, если нам этого не позволяет законодательство?

Кстати, во многих крупных городах этап расширения улиц прошли еще 15-20 лет назад. И убедились на практике, что поступили правильно. Не расширив улицы, не модернизировав инфраструктуру, которая находится под землей, невозможно развивать скоростные виды транспорта, строить эстакады, путепроводы, развязки. Это азбука, которую может объяснить любой дорожный архитектор. Поэтому когда нас пытаются критиковать за расширение улиц, хочу спросить: а что еще остается? В противном случае, уверен, лет через десять в Уфе будет жить только 500 тысяч населения, остальные уедут в Казань, Екатеринбург, Самару. Останемся патриархальным городом-садом, который будет в упадке и никакие инвестиции сюда не придут.

Первый вопрос, кстати, который нам задают представители международных спортивных, экономических и других организаций, связан именно с дорожной инфраструктурой. Насколько быстро можно, допустим, из аэропорта добраться до той или иной точки. И узловым моментом моей презентации в Дэгу была транспортная доступность объектов. Это ключевой момент любого международного саммита. Можно построить шикарный стадион, но если до него нужно добираться полтора часа, все впечатление будет смазано.

Насколько зелеными вам показались в сравнении с Уфой те мегаполисы, в которых удалось побывать?

Ирек Ялалов: И здесь в Южной Корее есть интересный опыт. Там сразу высаживают деревья высотой примерно в семь-восемь метров. Для этого существуют специальные мощные машины с соответствующими приспособлениями. А ведь в Корее постоянно дуют сильные ветры, часто бывают ураган. Поэтому соответствующие службы в городской черте убирают деревья выше третьего этажа. Технологии позволяют забрать такое дерево, пересадить его в лес, а на его место посадить новое. Все идет ритмично, по графику.

Мы сейчас можем высаживать крупномеры высотой до пяти метров. И, в принципе, планомерную работу по озеленению у себя наладили. Наши городские службы необходимо оснастить современным технологичным оборудованием, чтобы сажать более крупные деревья, кустарник. Я уже отдал распоряжение купить для начала одну такую машину. И думаю, что в течение года еще три-четыре подобных агрегата приобретем.

Тем не менее не секрет, что у многих уфимцев вырубка зеленых насаждений именно при расширении улиц в старой части города вызвала протест.

Ирек Ялалов: Да, и у меня есть прямое поручение разобраться в ситуации от президента, который в жесткой форме высказался по этому поводу. Дана команда прекратить все работы по вырубке зеленых насаждений в исторической части Уфы.

Почему дело приобрело такой широкий общественный резонанс? Пришлось убирать старые деревья, которые во многом сформировали облик главной части города. Но мы вынуждены были пойти на эти непопулярные меры, иначе Уфа просто встанет. Они мешали развивать транспортную инфраструктуру.

В то же время тем, кто утверждает, что уничтожено слишком много зеленых насаждений, отвечу цифрой: в этом году мы срубили около 340 крупных деревьев в южной части города, что в разы меньше, чем в 2011-м. При этом высадили уже 207 деревьев, а всего в центре города посадим около тысячи.

Кстати, когда у нас строился торговой комплекс на Комсомольской и там вырубили десятки голубых елей высотой до 15 метров, хоть бы кто слово против сказал. Что касается исторического центра Уфы, еще раз подчеркиваю: в центре мы высадили деревьев минимум в два раза больше, чем срубили. Предлагаю конструктивно обсуждать все вопросы, а потом уже делать выводы. Напомню, когда начинали строить проспект Салавата Юлаева, 99 процентов уфимцев были против. А сегодня представьте себе, что было бы с движением в городе, если бы этого проспекта не было?

В целом же, это проблема всех мегаполисов, - создать инфраструктуру для современного проживания и при этом максимально не навредить облику города. Мы стараемся учитывать интересы горожан, заверяю вас. 

http://www.rg.ru/2012/07/27/reg-pfo/yalalov-sport.html